Криминал Чуть-чуть не считается?

Илона РАДКЕВИЧ
№44 (544) 25.10.2006

В минувший День города Лана Алексеева со своей подругой, как и большая часть населения Петрозаводска, отмечали праздник, гуляя по набережной. К вечеру подруги порядком подустали от огромного скопления подвыпивших людей и в ожидании салюта решили посидеть на берегу реки Лососинки. Настроение было отличное, вокруг было полно народу, и они совершенно спокойно познакомились с подплывшим к ним на лодке сотрудником МЧС (Службы спасения на водах).

— Молодой человек был в форме. Она-то нас и подкупила, – говорит Лана. — Он предложил покататься, и мы согласились. Катались всего минут десять-пятнадцать.

Потом общение продолжилось на берегу. Новый знакомый и его товарищ, по словам женщины, уверяли, что скоро закончат смену и тогда уже можно будет покататься на катере, который стоит на набережной.

— У нас не возникло никаких подозрений, — говорит Лана. — Мы видели на набережной катера. Да и молодые люди нас к себе расположили. Никакой тревоги и опасности не чувствовалось. Мы просто беседовали. Они нам рассказывали, как спасали людей.

На вторую прогулку по озеру женщины согласились не сразу. Говорят, первоначально в их планы входило пойти на салют, встретиться со своими взрослыми дочерьми и поехать домой. Но молодые люди уговорили их остаться. Сразу после салюта они сели в служебную машину и поехали, как им казалось, по направлению к катеру.

— Вместо того чтобы поехать в сторону набережной, мы поехали по улице Ригачина, а потом по улице Онежской флотилии, — вспоминает Лана. — На наш вопрос, почему мы едем в другую сторону, они ответили, что катер перегнали.

Так подруги оказались на базе МЧС. Правда, о том, что это база спасателей, они узнали намного позже, когда вернулись туда с сотрудниками милиции.

Снесло крышу

— Мы вышли из машины и пошли по направлению к озеру. С нами оставался только один молодой человек. Его товарищ куда-то ушел, — говорит Лана. — Катера мы не видели, но думали, он стоит за домиком на воде. Поэтому никаких подозрений у нас не возникло. Мы шли, о чем-то спокойно разговаривали.

Подойдя к дебаркадеру, молодой человек рукой показал Лане, что пропускает ее в дом.

— Я делаю туда шаг в полной уверенности, что подруга идет следом, оборачиваюсь и вижу, как он захлопывает дверь прямо перед ее носом, — вспоминает женщина. — Я мгновенно сообразила, что тут что-то не то. Я с такой силой рванула к двери, что думала, снесу его с ног. Но он схватил меня и толкнул обратно. Я перелетела через порог и упала. А когда поднялась, стала опять активно рваться назад. Тогда он схватил меня за руку и потащил внутрь этого дома. У него был совершенно озверевший вид. Он ударял меня о косяк, о стены. Теперь я знаю, что чувствуют жертвы маньяков. Это ужасно.

По словам женщины, молодой человек вволок ее в комнату и повалил на диван. Когда он начал разрывать на ней одежду, а вырваться все не получалось, Лана закричала.

— Я так кричала… — говорит потерпевшая. — Моя подруга по ту сторону двери тоже кричала: "Помогите!" Потом я услышала шум мотора. Позже от подруги я узнала, что это были два катера. Люди с этих катеров стали ломиться в дверь. Тогда он отпустил меня, вышел из комнаты и начал о чем-то с ними перекрикиваться. Воспользовавшись моментом, я схватила табуретку, разбила единственное окно и выбралась на улицу.

Лана говорит, что не видела происходящего со стороны входной двери в дебаркадер, но слышала, что там была драка.

— У меня все тело было в синяках, — вспоминает Лана. — Мы даже не представляли, где находимся и как оттуда выбраться. Решили подойти к белому зданию, чтобы спросить дорогу. На пороге этого здания стояли три женщины. Они стали нецензурно выражаться в наш адрес. Одна сказала: "Это все из-за вас!" Потом вышел какой-то мужчина, тоже в форме МЧС, быстро подошел ко мне и с такой силой швырнул меня на асфальт… Удивляюсь, как он меня не убил. Я летела так…

Позже экспертиза установила, что Лана не просто упала на асфальт, она его пробороздила. Лицо, руки, ноги – все было в крови.

— Пошли вон отсюда, — сказал мужчина и ушел.

Уже выходя с базы, по словам женщины, они встретили еще одного МЧСника. Заметив, в каком они состоянии, мужчина сбегал за машиной и отвез их домой. Оказавшись дома, Лана сразу вызвала милицию.

— Я слышала о том, что ОМОН избивал людей, что в среде военных и сотрудников милиции были такие факты, — говорит женщина, — но чтобы спасатели нападали на людей, такого еще не было.

Должна была понимать

Молодой человек, пригласивший Лану и ее подругу кататься на катере, попытку изнасилования признавать отказался. В прокуратуре он рассказал, что в дебаркадер они с Ланой шли в обнимку. И что, войдя в комнату, женщина должна была понимать, что он хочет вступить с ней в половую связь. Из показаний молодого человека следует, что Лана добровольно легла на диван и они начали целоваться, после чего ей что-то не понравилось и она его небрежно оттолкнула. Это его обидело, он схватил женщину за руку и, скинув ее с дивана, отшвырнул в сторону двери. После чего она встала и пошла к выходу, перед этим зачем-то разбив стекло. Он же никого не бил и насиловать не пытался.

Доказательств маловато

В возбуждении уголовного дела по попытке изнасилования Лане было отказано.

— Мы не усмотрели в происшедшем покушения на изнасилование, — говорит старший следователь городской прокуратуры Владимир Ижевский. — Объективных данных, свидетельствующих о том, что он хотел совершить с ней половой акт без ее согласия, мы не нашли. Помимо заявительницы и подозреваемого злодея, нами были опрошены еще шесть человек. Даже если предположить, что тот сотрудник МЧС, который был вместе с подозреваемым, покрывает его, то показаниям остальных четырех у нас нет оснований не верить. А они поясняют, что ничего не слышали и их о помощи никто не просил.

В прокуратуре не отрицают, что ссадины и кровоподтеки на руках женщины были, но считают, что данный факт не свидетельствует о попытке ее изнасиловать.

— В пятидесяти процентах случаев мы отказываем в возбуждении уголовного дела, даже если имел место факт полового сношения, потому что не усматриваем насилия, — говорит Владимир Ижевский. — Уже не раз мы сталкивались с тем, что подается заявление, начинается расследование, а потом подозреваемые, которые очень боятся статьи "за изнасилование", предлагают потерпевшим деньги, и те от своих показаний отказываются. Или же выясняется, что имело место добровольное половое сношение, но ввиду каких-то причин "потерпевшие" подают заявления, может быть, из-за желания заработать. В данном случае, кроме показаний потерпевшей, никаких доказательств, что кто-то ее пытался изнасиловать, нет. У меня не было достаточно оснований для возбуждения уголовного дела.

Лана обжаловала решение следователя. Помощник прокурора города жалобу рассмотрел. Оснований для возбуждения уголовного дела по статьям "Покушение на преступление" и "Изнасилование" он также не нашел, объяснив это тем, что подозреваемый добровольно отказался от совершения преступления (значит, изначально такое намерение все-таки было?!), а добровольный отказ полностью устраняет уголовную ответственность за начатое преступное посягательство. Зато нашел в его действиях состав преступления по статье "Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий", но это дело частного обвинения. Иначе говоря, пострадавшую направили к мировым судьям, куда она сразу и обратилась.

Лана надеется, что скоро в суд будет передано дело и в отношении второго сотрудника МЧС – того, который швырнул (!) ее на асфальт.

Частное обвинение

Помимо милиции и прокуратуры, женщина обратилась также в карельское Управление МЧС. На ее обращение пришел ответ из Управления Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в котором сообщалось, что молодые люди, пригласившие ее с подругой кататься на катере, понесли дисциплинарное наказание за грубое нарушение своих обязанностей, трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка и нарушение пропускного режима.

Можно по-разному относиться к этой истории, верить той или иной стороне или говорить о том, что Лана и ее подруга сами повели себя не слишком осмотрительно, согласившись куда-то ехать со случайными знакомыми. Но факт остается фактом: женщине нанесли телесные повреждения на базе МЧС. И что бы на самом деле ни произошло между ней и людьми в форме в тот день, бить ее – а синяков и ссадин на теле женщины было ужасающее количество – они не имели никакого права.

Точку в этой истории поставит суд. Мы будем и дальше держать вас в курсе событий.

P.S. Настоящее имя потерпевшей по понятным причинам не называется.