Общество В Карелии каждый должен уметь пользоваться компасом!

Губерния
№47 (547) 15.11.2006

Наши беспечность и легкомыслие заставляют волноваться, а иногда и горевать самых близких и любимых людей. Мы уходим из дома без ключей, в лес – без компаса, карты и прочих необходимых для выживания предметов, а на рыбалку в открытое озеро – без спасжилетов. Наши ошибки затем исправляют спасатели. Если успевают, конечно.

О работе своей службы читателям "Карельской Губернiи" рассказал гость "Горячей линии" — руководитель республиканского отряда спасателей Валерий ЧереЧукин.

Ищут всех, кто пропал

— Люди в карельских лесах теряются довольно часто… Вы откликаетесь на все сигналы о пропаже людей?

— Фактически на все. У нас есть пять подразделений по республике – кроме Петрозаводска, еще в Сортавале, Кондопоге, Медвежьегорске и Кеми. По каждому из подразделений определена его зона ответственности. В зависимости от ситуации спасатели определенного подразделения получают команду и выезжают для оказания помощи.

— А конкретно можете назвать количество пострадавших?

— У меня есть цифры за десять месяцев. За это время пострадали по республике 212 человек. Спасти удалось 125, погибли – 69. Из погибших 59 – утонули, наши сотрудники их не спасали, а извлекали из воды. Остальные десять погибли на суше: семь человек в лесу, а три – в дорожно-транспортных происшествиях. Без вести пропали 18 человек, из них на воде – десять.

Подождите до весны

— Валерий Геннадьевич, я хочу спросить вашего совета. Собираюсь в ближайшие выходные перегнать катерок из Соломенного в Сенную Губу. Как вы думаете, нужно ли фалом привязываться к корпусу катера?

— Я думаю, катерок вообще не нужно перегонять в это время. Какой у вас катер, кстати?

— "Казанка-5".

— Не нужно этого делать. Метеосводка сейчас для таких мероприятий весьма неблагоприятная: направление ветра постоянно меняется.

А в Сенной Губе, насколько мне известно, сейчас вообще ледостав. Может, лучше подождать до весны?

Спасают бесплатно

— Можно узнать, есть ли ситуации, при которых спасенному или его семье приходится платить за вызов или использование техники?

— Нет, таких ситуаций в принципе нет. Я, по крайней мере, не припомню.

— А вертолет если приходится вызывать?

— Если есть необходимость в использовании вертолета, тратятся деньги из республиканского бюджета.

— А помощь при вскрытии дверей – тоже ваша работа?

— Да! Знаете, между прочим, многие относятся к этому с иронией. А выезжать на такие случаи приходится практически каждую неделю. Ведь как бывает? Пожилому человеку стало плохо, он один в квартире. Успел только вызвать врача и продиктовать адрес. Вот и выезжаем вместе со "скорой помощью". Или с представителями МВД, когда в квартире, которую надо открыть, находятся преступники. Так что, бывает, наши ребята работают с риском для жизни.

Чудеса бывают

— У меня такой вопрос: а чудеса в вашей работе бывают?

— Как вам сказать? Вот летом в лесах Лоухского района была группа туристов с Украины. Один из них потерялся. Мы нашли его на девятые сутки. Живого! Такое, поверьте, очень редко случается. Правда, надо заметить, он очень опытный турист был. По ночам было уже очень холодно, так он закапывался в мох и спал. И вообще – больше спал, чем ходил.

— А по инструкции сколько необходимо искать заблудившегося или пропавшего? И что является сигналом к прекращению поисков того, кто так и не нашелся?

— Зависит от конкретных обстоятельств. Должен быть выполнен целый комплекс мероприятий. Если все сделано, а человек не найден – поиск прекращается. Указаний и инструкций – сколько именно дней искать — не существует.

Врага можно победить ментально

— Я недавно посмотрела передачу о карате. Знаете, там рассказывалось о четырех принципах этого боевого искусства. Один из них: врага нужно победить ментально. То есть просчитать ситуацию на несколько шагов вперед. Вам не кажется, что у нас такому нигде не учат? Люди не умеют немного заглянуть вперед, хотя это могло бы предотвратить многие беды.

— Совершенно с вами согласен. Я думаю, это наша российская особенность. Мы беспечны и непредусмотрительны. Простейшими вещами пренебрегаем. Вот взять те же трагедии на воде. Все прекрасно знают, что люди тонут ежегодно. И все равно выходят без спасжилетов.

Мы у себя на службе сейчас готовим несколько новых видеороликов. Надеемся показать их по телевидению и еще раз напомнить людям, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

— Досадно, что в школе преподаватели ОБЖ получают деньги за свою работу, а дети как пренебрегали, так и пренебрегают элементарными правилами безопасности. Может, вы сумеете изменить подходы в преподавании ОБЖ, приблизить его к реальной жизни?

— По этому поводу могу сказать, что у нас в городе есть кадетский класс и кадетский корпус на базе Клуба юных моряков. Моя служба регулярно проводит там занятия: как выжить в лесу, как навести переправу, как действовать в экстремальных ситуациях.

Где учат на спасателя?

— Где учат на спасателей?

— Служба спасения, которую я возглавляю, – не федеральная, а республиканская. Мы содержимся за счет республиканского бюджета. Что касается учебы, то у МЧС России есть несколько учебных центров.

Спасатель – человек, который обладает несколькими профессиями. Он должен уметь нырять под воду, управлять катером, автомобилем, уметь оказать первую медицинскую помощь, спускаться с вертолета… Всему этому наших ребят мы учим в Карелии. Ведь обучение одного спасателя в учебном центре МЧС, например, в Ногинске, стоит 90 тысяч рублей – не считая стоимости проживания, питания и проч. Поэтому у нас есть высококлассные специалисты, которым дано право в соответствии с законом обучать новых людей прямо на месте.

Естественно, по возможности мы отправляем сотрудников на учебу для получения каких-то смежных профессий. Например, в Санкт-Петербурге наши ребята учились на высотников, недавно одиннадцать человек учились управлять судном на воздушной подушке…

— А какие-то уникальные специалисты у вас работают?

— Ну, например, у нас есть подразделение разминирования и взрывных работ. Там работает группа саперов – семь человек. Это единственная группа на территории Карелии, которая занимается обезвреживанием и уничтожением взрывоопасных предметов. На сегодняшний день с начала года они обезвредили уже 1400 штук. В основном это снаряды времен Великой Отечественной войны.

— И сколько наши спасатели зарабатывают?

— Зависит от класса спасателя. Примерная зарплата – до 15 тысяч, но есть система доплаты за командировки, переработку и прочее.

— А возрастной предел существует в этой профессии?

— До 55 лет можно работать спасателем.

А еще мы вытаскиваем коров

— Спасаете ли вы животных? Кошек, например, собак?

— И такое бывает. Не так давно, например, спасали собаку, которая упала в колодец. Это, кстати, происходит довольно часто, особенно весной и летом. А кошек с деревьев приходится снимать регулярно.

Даже корову однажды довелось вызволять из колодца. Для этого построили целую систему подъемных сооружений и потихонечку ее подняли. Потом к нам приходил ее хозяин и благодарил за то, что корова стала больше молока давать...

И судна наши быстры

— Валерий Геннадьевич, скажите, какими ресурсами располагают наши карельские спасатели? Есть ли у вас, скажем, вездеходы, вертолеты?

— Я вам сейчас перечислю: у нас на вооружении есть 12 автомобилей, 14 плавсредств – два спасательных катера "Чибис", одно судно на воздушной подушке и обычные катера с навесными моторами. Кроме того, есть техническое снаряжение, с которым спасатели работают, например, при ДТП или разрушениях. Это дорогое оборудование позволяет резать металл, поднимать тяжелые плиты...

— А летная техника имеется?

— Нет, летной техники нет. У нас заключен договор с "Лесавиабазой". В случае необходимости они поднимают вертолеты по первому нашему зову. А содержать летную технику самим очень дорого.

Главная причина несчастий

— Назовите, пожалуйста, самую распространенную причину возникновения чрезвычайных ситуаций?

— Она называется "безобразное пьянство". И на воде, и в лесу – везде это главная причина трагедий! А вторая причина – халатное и безалаберное отношение к собственным жизни и здоровью! Вы не представляете, на чем иногда, например, выходят на наши озера! Недели три назад наши ребята в Беломорском районе вели водолазные работы – искали двух утонувших людей. Не нашли, к сожалению, – озеро начало замерзать. Зато нашли их "лодку" – чуть больше жестяного корыта, обитую деревяшками!!! И подобных случаев достаточно много, особенно в глубинке.

Про лес и говорить нечего. Живем в лесном краю! Каждый ходит за грибами, за ягодами. Каждый должен уметь в лесу ориентироваться, компасом пользоваться!