Великий комбинатор Остап Бендер знал двести сравнительно честных способов отъема денег у населения. Ему просто не повезло, что жил он семьдесят лет назад. Сейчас его способы были бы не сравнительно, а стопроцентно честными. Как и те, какими учредители и руководители фирмы "НПО Инвестсервис" перекачивали денежки из карманов жителей Прионежья в свои собственные.
Трудилось "НПО Инвестсервис" на нищей ниве предоставления коммунальных услуг. Отапливало поселки Новая Вилга, Мелиоративный, Шуя и другие. И до того доработало НПО, что к апрелю 2006 года задолжало своим работникам пять с половиной миллионов рублей. Проведя журналистское расследование, мы попытались найти ответ на вопрос: имелась ли у руководителей и учредителей "НПО Инвестсервис" возможность вовремя выплатить людям заработную плату?
Директор и его дочь
Население Прионежья и бюджет района хоть и не в полной мере, а все же оплачивали предоставленные "НПО Инвестсервис" услуги по теплоснабжению поселков. Платежи поступали на счет некоего РКЦ ЖКХ. За столь солидным названием (как же, целый "расчетно-кассовый центр"!) пряталась небольшая фирмочка, одним из учредителей и директором которой стал бывший чиновник администрации района Анатолий Кокотов. Бухгалтером у него трудилась родная дочь. Единственная задача фирмы заключалась в том, чтобы перечисленные на ее счет деньги "обналичивать" по распорядительным письмам гендиректора "НПО Инвестсервис" Николая Гарибашвили и передавать в кассу предприятия на различные нужды. Все! И за эту очень трудоемкую услугу РКЦ имел право оставлять себе 5% от всех поступивших на ее счет средств. Годовой объем был рассчитан на 86 миллионов рублей, следовательно, РКЦ совершенно законным образом имел право заработать в 2006 году более четырех миллионов рублей. В 2005 году объем был скромнее, но меньше 120 тысяч рублей в месяц фирма РКЦ не получала никогда. По самым скромным подсчетам, за год с небольшим РКЦ ЖКХ заработал никак не менее четырех миллионов. Напомним, долг работникам "НПО Инвестсервис" на начало апреля составлял 5,5 миллиона рублей. Сколько рабочих могли получить зарплату, не будь посреднических услуг РКЦ?
Стоит добавить: ОБЭП Прионежского района в действиях Гарибашвили и Кокотова никакого криминала не обнаружил.
Тринадцатая зарплата
Собственно, эти полмиллиона рублей нельзя назвать тринадцатой зарплатой в привычном смысле этого слова. Хотя бы потому, что получили их только два работника "НПО Инвестсервис". 31 марта нынешнего года генеральный директор НПО Николай Гарибашвили подписал приказ "О вознаграждении работающих учредителей ООО "НПО Инвестсервис". Таковых нашлось двое – сам гендиректор и некто Дмитрий Пучков. Гарибашвили причиталось и было выплачено 335 тысяч рублей, Пучкову – чуть более двухсот. Деньги уже 12 апреля были перечислены РКЦ ЖКХ на их расчетные счета. Днем раньше решением арбитражного суда в "НПО Инвестсервис" было введено конкурсное управление. Предприятие банкротилось, а учредители премировали себя за хорошую работу!
7 ноября старший оперуполномоченный ОБЭП Прионежского района майор милиции Денис Кутузов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту, поскольку не нашел в действиях Гарибашвили признаков преступления.
20 ноября прокурор Прионежского района Дмитрий Егоров написал в своем постановлении: "Принятое решение незаконно и необоснованно, в связи с чем оно подлежит отмене, материал – возвращению в РОВД на дополнительную проверку". Что и было сделано.
По свидетельству конкурсного управляющего "НПО Инвестсервис" Андрея Пирогова, на сегодняшний день долг предприятия по зарплате бывшим работникам составляет 866 тысяч рублей. Отнимите от них "тринадцатую" зарплату, останется чуть больше трехсот тысяч.
Хищений нет
В середине октября конкурсный управляющий Андрей Пирогов написал в прокуратуру района: "В ходе проводимой инвентаризации мною было выявлено, что в подотчете у Пучкова Дмитрия Ивановича (учредитель и работник "НПО Инвестсервис". – Прим. авторов) находится денежная сумма в размере 142257 руб. 95 коп., за которую он не отчитался и не вернул предприятию".
Через неделю ОБЭП отказал в возбуждении уголовного дела.
Еще через 6 дней зампрокурора Прионежского района отменил решение ОБЭП.
Через две недели майор милиции Кутузов вновь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя "в ходе проверки установлено, что данный факт действительно имел место". Согласно пояснениям Пучкова, 142257 рублей 95 копеек были потрачены на приобретение мазута. Деньги он якобы передал директору оптовой компании "Нордтэксервис" Лисицкому в качестве залога за поставленный мазут, однако в связи с отсутствием у "Нордтэксервиса" кассового аппарата компания не смогла "принять наличные денежные средства в кассу предприятия и провести их по бухгалтерии". Лисицкий якобы заверил Пучкова, что после погашения компанией долга за поставленный мазут залоговые деньги будут в полном объеме возвращены в кассу "НПО Инвестсервис". Сам Лисицкий "от дачи каких-либо объяснений отказался, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ". На основании таких, мягко скажем, ничем не подтвержденных слов о том, что деньги были уплачены за мазут, старший оперуполномоченный ОБЭП Прионежского района Кутузов сделал вывод: "Фактов хищения, присвоения либо растраты со стороны Пучкова Д.И. не выявлено".
Дорогая подпись
Конкурсный управляющий Андрей Пирогов утверждает: с момента введения конкурсного управления Николай Гарибашвили не имел права подписывать какие-либо финансовые документы, так как был теперь не генеральным, а лишь исполнительным директором. Тем не менее 30 апреля Гарибашвили подписал от имени предприятия акты выполненных работ по счетам-фактурам с фирмой СК "Трасса" на сумму более миллиона рублей. РКЦ ЖКХ деньги фирме перечислил. Между тем сам Пирогов убежден: работы на такую сумму СК "Трасса" не проводились, "во всяком случае, в этом году".
Гарибашвили придерживается иного мнения. Он утверждает, что именно за этот миллион в трех населенных пунктах Прионежья – Новая Вилга, Мелиоративный, Шуя – были заменены и проложены новые трубопроводы и проведены другие работы. Документы подписывал он лично, поскольку Пирогов дал ему доверенность на это.
Правда, злые языки утверждают, что все эти работы были оплачены еще раньше из бюджета. Однако нынешняя администрация Прионежского муниципального района ни подтвердить, ни опровергнуть данные утверждения не в состоянии. Прежняя администрация не оставила никаких документов на этот счет.
Проданный долг
От прежней администрации Прионежья нынешней достался подарок на сумму 15 миллионов рублей. Это так называемый договор цессии (уступки прав) между "НПО Инвестсервис" и фирмой "Спецмашхим".
На конец прошлого года НПО задолжало "Спецмашхиму" 11 миллионов за поставленный мазут. Мэрия Прионежья задолжала в свою очередь НПО. В связи с этим НПО продало "Спецмашхиму" долги мэрии на 15 миллионов рублей. Теперь администрация Прионежья должна поставщику мазута именно эту сумму. Но мазута-то было поставлено на 11 миллионов! Откуда же вдруг выскочило еще четыре миллиона?! Пожалуй, стоит адресовать этот вопрос бывшей главе администрации Прионежского района госпоже Шариповой, которая поставила свою подпись под соответствующими документами, а ныне трудится на благо местного самоуправления в республиканском комитете.
Но и этого увеличения долга на четыре миллиона оказалось мало. "НПО Инвестсервис" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долгов администрации Прионежского района. Причем в иске был замаскирован этот уже проданный долг! С Прионежского района попытались взыскать лишних 11 миллионов рублей. Неплохой аппетит у "НПО Инвестсервис"... К счастью, суд разобрался в ситуации и отказал в выплате НПО.
Правоохранительные органы в действиях руководителей "НПО Инвестсервис" опять ничего предосудительного не обнаружили.
А получка будет?
Пора уже подвести некоторый итог. И ответить на вопрос, поставленный в начале статьи: имелась ли возможность у руководителей и учредителей "НПО Инвестсервис" выплатить людям заработную плату? На наш взгляд, да. Однако было сделано все, чтобы люди денег не увидели.
И что же теперь делать тем, кто честно выполнял свои обязанности на производстве? Попытка ответить на этот вопрос была сделана 8 декабря на совещании в кабинете прокурора Прионежского района Дмитрия Егорова. Присутствовали первый зам. мэра Прионежья Сергей Семенчук, депутат Законодательного собрания РК Ольга Сергеева, конкурсный управляющий "НПО Инвестсервис" Андрей Пирогов и представители обманутых работников. После часа взаимных упреков появилась надежда, что бывшие работники НПО все-таки получат свои заработанные деньги.
Представитель мэрии Прионежья Сергей Семенчук склоняется признать долг перед НПО в сумме 1 миллион 400 тысяч за услуги по теплоснабжению. Этих денег с лихвой хватит на выплату долга по зарплате. Конкурсный управляющий Андрей Пирогов заверил присутствующих: как только средства поступят на счет предприятия, в первую очередь они пойдут на выплату зарплаты работникам.
Продолжение следует
Как видите, наша нищая коммуналка на поверку оказывается не такой уж нищей. Во всяком случае, хорошенько обогатить нескольких людей она в состоянии. Для этого нужно просто занять пару должностей, как, к примеру, Анатолий Кокотов, который работал директором РКЦ ЖКХ и заместителем генерального директора "НПО Инвестсервис" по финансовым вопросам. Или быть учредителем в разных фирмах, как, к примеру, Николай Гарибашвили, числящийся в учредителях тех же РКЦ ЖКХ и "НПО Инвестсервис". Еще нужно чтить Уголовный кодекс, как это делал великий Остап. Тем более УК сейчас весьма лоялен к деловым людям. А может, излишне лояльны и доверчивы некоторые служители кодекса? Впрочем, это – тема следующего журналистского расследования.