Общество Паспорт здоровья

Губерния
№51 (551) 13.12.2006

Вы давно были в поликлинике? Получасовая очередь в регистратуру, часовая – к терапевту, статталон к специалисту и снова бесконечное сидение на жестких стульях… И неудивительно, что большинство пациентов обращаются к врачам, когда уже "нет сил терпеть" боль. Все это давно перестало быть секретом и для главврачей медицинских учреждений, и для специалистов Минздрава.

Как все изменить? Как сделать так, чтобы врач мог ЛЕЧИТЬ, а не думать о деньгах, бесконечных очередях в коридоре, о ворохе бумажной работы, статистике…

Заинтересованные стороны пытались найти ответ на республиканской конференции "Информационные технологии в реализации национального проекта "Здоровье". Организаторы встречи – Министерство здравоохранения и социального развития РК и Петрозаводский государственный университет.

Сегодня мы услышим мнения тех, кто занялся реализацией этого нац- проекта задолго до его официального старта.

Геннадий СУРОВЦЕВ, главный врач МУЗ "Поликлиника № 4" Петрозаводска, заслуженный врач РФ:

— Мы оказываем медицинскую помощь 56 тысячам взрослого населения и 10 тысячам детей. В штате – 740 должностей.

7 лет назад мы решили внедрить у себя медицинскую информационную систему (далее – МИС). Начали с автоматизации регистратуры и кабинета медицинской статистики. Затем на протяжении 5-6 лет оснастили техникой кабинеты врачей, создали локальную сеть. Установили московскую программу "Гиппократ". Которая, к сожалению, на определенном этапе перестала давать нам возможность для развития. Поэтому в 2005 году мы начали сотрудничать с разработчиками МИС "Кондопога".

С чего сегодня начинается работа с пациентом поликлиники? В регистратуре находят его фамилию в базе данных, затем открывают календарь врача и предлагают пациенту свободное время на выбор. До прошлой недели мы записывали на 7 дней вперед. Сейчас записываем льготников на месяц вперед. Это очень удобно. Скажем, пациент, имеющий право на льготные рецепты, теперь приходит не "примерно через месяц", а получает у врача талон на конкретное число, при этом не обращаясь в регистратуру.

У 80 наших врачей в кабинетах стоят компьютеры. Заведующий отделением может в любой момент посмотреть, чем занимается врач, откорректировать его работу.

В планах у нас автоматизация детской поликлиники, женской консультации. И, конечно, обучение персонала.

Иван ДУДАНОВ, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор:

— С обязательствами Федерального центра по нацпроекту "Здоровье" все хорошо знакомы: доплата, подготовка и переподготовка кадров, оснащение диагностическим оборудованием, иммунизация и прочее. Что остается на местах? Организация работы ЛПУ, информатизация и диспансеризация. Злосчастная диспансеризация, которую участковый врач ненавидит. Он трясется, когда от него требуют отчет по диспансеризации. Я могу сказать смело. В нашем Центре мы работаем только по диспансеризации. И все врачи любят ее. Абсолютно ничего не навязывая, могу поделиться собственным опытом.

Какие цели были поставлены перед нами руководством предприятия ОАО "Кондопога", на базе которого располагается наш Центр? Они не отличаются от целей национального проекта: качество, доступность, экономическая целесообразность. И в результате – повышение организационной эффективности, контроль, анализ деятельности.

Чем выше качество информации – тем быстрее идет диагностический этап и эффективнее лечебный. Но не секрет, что собрать информацию о больном очень трудно. Сегодня информация о здоровом человеке хранится 3 года, о больном – 5 лет, о ребенке – 10 лет. Адекватно ли это? Информация о человеке должна храниться всю жизнь! У каждого человека должен быть ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ. Для того чтобы понять, что с ним происходит и каковы тенденции.

Как выглядит сегодня медицинская карта? Это том, а то и два, и три. Попробуйте найдите в нем что-нибудь! Я сам – практикующий врач. На консультации я могу уделить полчаса изучению карты, а разве терапевт располагает таким временем?

Что происходит в нашем Центре? На пациента в регистратуре заводится электронная карта, на которой копится вся информация. Вся рутина полностью уходит от врача, а освобожденное время тратится на больного. (Для сравнения: в бумажной карте информативность документов составляет 55-70 процентов, в электронной – 100 процентов.) Я не говорю о том, что врач может у себя в компьютере одним нажатием клавиши посмотреть кардиограмму, результаты УЗИ и т.д. И сделанные не только вчера, но и 5, и 10 лет назад. И здесь уже возможно вести речь о мониторинге патологии конкретного пациента.

Цифры по диспансеризации: за 2 года явка у нас увеличилась в 8 раз. К чему это привело? Временная нетрудоспособность уменьшилась в 2 раза – люди активно наблюдаются и лечатся. Количество дней, проведенных на больничном, уменьшилось на 40 процентов. Это всего лишь за 2 года на огромном предприятии с количеством работающих свыше 10 тысяч. Еще цифры: 2 года назад у нас было приблизительно 6-7 инфарктов на 10 тысяч человек в год, сейчас – один на 10 тысяч. Наблюдение за больным, контроль артериального давления, вовремя выписанное лекарство…

Что является причиной высочайшей летальности в России? Дезорганизация здравоохранения. Отсутствие актуальных методов мониторинга за больными и адекватной терапии ассоциированных клинических состояний. У нас те же люди, те же больные, как и в любом зарубежье. Организуйте как следует работу ЛПУ, и мы придем к цифрам всего цивилизованного мира.

При нашей схеме, по которой мы работаем уже много лет, можно принимать пациента с точностью до минуты. И при этом видеть пустые коридоры поликлиники. Все организовано. И каждый пациент как на пьедестале. И врач как на пьедестале – он не нервничает, не заполняет гору бумаг. Все это делает медицинская информационная система. Рецепты выписываются так, как нужно. Вы помните шок, когда 29 декабря прошлого года вышел приказ Минздрава России о рецептах. И как после январских каникул ветераны не могли ничего получить в аптеках? Мы уже 30 декабря выписывали новые рецепты. Потому что это все было моментально заложено в систему и тут же начало работать.

Понятно, что экономия времени огромна. Только на диспансеризации врач экономит почти 2 недели своего рабочего времени в год. Потому что на рабочем столе врача остаются только фонендоскоп и клавиатура — всю "бумажную" работу информационная система делает сама.

Что значит подобная система для руководителя? Управление ЛПУ из своего кабинета, полная, объективная информация, своевременное принятие решения. И главное — автоматизированное планирование работы. Организатор перестает быть бюрократом.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что на 100 процентов контролируем качество медицинской помощи. Мы знаем, как обследуется каждый пациент, как он лечится.

Мы уверены, что информатизация – это первая ступень реформы и что сама реформа неизбежна, а дальнейшая ее задержка преступна. Я не рекламировал нашу программу. Я говорил о том, что МИС – это инструмент работы врача. И без этого инструмента повысить эффективность работы сегодня уже невозможно. Пусть будет не наша программа, пусть другая. Главное, чтобы этот инструмент наконец-то появился в руках врача.

Ольга АКСЕНОВА, заместитель директора компании "Сплайн":

– На сегодняшний день существует 826 программных продуктов для медицины. Из них 38 – комплексных. При этом 16 ведут активную работу на рынке. Только три под патронажем академической науки: Инерин, Дока + и МИС "Кондопога".

Для создания нового информационного продукта, по оценкам экспертов, требуется штат 15-20 программистов, инвестиции свыше 20 млн рублей и около 3 лет работы. Это фактически неприемлемо даже для крупных инвесторов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наша республика сегодня обладает действительно ценным высокотехнологичным программным продуктом, входящим в тройку самых мощных российских информационных систем, догнать которую пока не предоставляется возможным.

Создание информационной системы "Кондопога" стало возможным только благодаря командной работе. Программисты, врачи, медсестры, администрация – много лет все работали в одной связке. Дополняли, улучшали, переделывали.

Результатами этой работы сегодня пользуются многие солидные клиники страны – в Воронеже, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске. На консультации к разработчикам в Петрозаводск приезжают главврачи Санкт-Петербурга, Кировской области, Нарьян-Мара. 16 российских вузов используют МИС "Кондопога" при чтении курса "Медицинская информатика". Петрозаводский государственный университет, видя многочисленные позитивные результаты и популярность системы в стране, также принял решение начать продвижения этой системы.

По последним данным, в России произведена 541 инсталляция комплексных медицинских информационных систем, автоматизировано 24 тысячи рабочих мест.

Затраты на внедрение МИС включают затраты на оборудование (приобретение компьютеров, серверов, работы по их монтажу), затраты на общесистемное программное обеспечение (операционные системы рабочих станций и т.д.), затраты непосредственно на само медицинское информационное обеспечение.

Мы посчитали среднюю рыночную стоимость автоматизации одного рабочего места. Получается около 70 тысяч рублей. Профессиональная версия МИС "Кондопога" с открытым кодом стоит в среднем в 2 раза меньше по сравнению с аналогичными программными продуктами, представленными на рынке.

Александр ВАЛЬМАН, главный врач Центра медицины катастроф РК:

— Спасибо выступавшим докладчикам за то, что даже в человеке зрелого возраста они вызывают желание продолжать работать. Иван Петрович Дуданов, вы нашли единомышленников в 4-й поликлинике? Запишите и меня в этот список!