
Фильм "Остров" Павла Лунгина открывал в этом году сочинский "Кинотавр" и завершал международный Венецианский фестиваль. В Италии такой чести не удостаивалась ни одна из советско-российских лент последних двадцати лет. "Обычно фильмы, открывающие и закрывающие такие фестивали, — это американские мощные машины, яркие и красочные. Но сейчас мы решили подарить центральную позицию фильму Паши Лунгина. Особым характером русского кино мы хотим отомстить особому характеру кино европейского и американского", — объяснил свою позицию директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер.
Довольно поздно — спустя почти две недели после столичной премьеры – "Остров" появился в прокате и у нас, в Карелии. И немедленно побил все рекорды посещаемости последних лет. Во время завершающих титров петрозаводские зрители аплодируют со слезами на глазах и стоя.
Главный выбор
…На пустынном северном острове стоит монастырь. Там живет старец Анатолий, который творит настоящие чудеса: исцеляет болящих, утешает несчастных, предсказывает грядущее. Однако он мало похож на канонического святого — никакого благообразия во внешности и смирения во взоре. Его странные выходки смущают и раздражают собратьев. И никто не подозревает, что душу старца днями и ночами жжет страшный грех, совершенный в молодости.

Фильм-притча, снятый Лунгиным в нашей карельской глубинке, покорил публику. Выбор места съемок и актера на главную роль во многом определили успех этого пронзительного кинополотна.
О главном герое Лунгин заявил продюсерам так: без Мамонова он "Остров" не снимает, это его главное условие. "Карьера моя началась с картины с Мамоновым – "Такси-блюз", и сейчас, я считаю, с ним же она повернулась совсем в другую сторону. В каком-то смысле это и его жизнь. Он сам из скандального музыканта стал верующим человеком, который вот уже 11 лет живет в деревне…" — говорит режиссер.
Снимали "Остров" прошлой осенью под Кемью, на острове Рабочеостровский, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Очень долго искали нужное место — были на Валааме, на Селигере, на Ладожском озере. И нашли абсолютно то, что нужно: и затонувшую баржу, и котельную на маленьком островке – каменный домик без окон, стоявший там, вероятно, еще с лагерных времен. Оператор Андрей Жегалов увидел все это и сказал: "Здесь!"
Попов остров
На самом деле коренное, историческое название Рабочего острова, что в десятке километров от Кеми, – Попов остров.
— Кстати, документов о переименовании поселка в 30-х годах нет, — рассказал священнослужитель подворья Соловецкого монастыря отец Семеон. — Пришла пора вернуть прежнее название острову, носящему имя одного из жителей поселка, основавшего здесь в начале прошлого века лесозавод.
Отец Семеон по просьбе Павла Лунгина был одним из консультантов фильма, поскольку в основе его сюжета — жизнь обитателей монастыря, а съемки проходили на территории монастырского подворья.
Прочитав сценарий, батюшка поразился его логичности и высокой нравственной основе:
— Таких фильмов ныне почти не снимается, — сказал он, — это не конъюнктурное кино, оно о правде жизни, изменении человеческого сознания. Удача режиссера и актеров и в том, что все они — православные, верующие люди. Я не раз видел, как актеры посещали службу в монастыре, были сосредоточены. Они постоянно консультировались со мной в каждом жесте, движении, ведь они играли священнослужителей.
Для съемок на острове были построены целое монастырское подворье, церквушка. Пейзаж Рабочеостровска до сих пор украшен этими сооружениями-декорациями.
Материалы – старые доски, бревна военного времени – были привезены из разных мест России. Дома и церковь, подсобные помещения строили местные плотники. Строительство обошлось примерно в 50 тысяч долларов. Предметы быта военных лет покупали у живущего в поселке населения. В результате сундуков, коромысел, чугунных горшков и швейных машинок оказалось даже в избытке.
Да и "народных" артистов в поселке "мосфильмовцы" нашли быстро – просто повесили объявление, а наутро желающие уже стояли, ожидая решения режиссера. Отказов почти не было, настолько характерные лица соответствовали пожеланиям Павла Лунгина.
— Актерское братство — главный успех любой творческой работы. Когда все они верят в удачу, живут единым духом и внутренним миром своих героев, это заряжает их и массовку особой энергетикой, — поделился режиссер своими впечатлениями от съемок в Карелии. — Яркий свет правды зажигает характеры героев фильма, потому актерам поверят и зрители. Огромное спасибо всем жителям поселка за их доброе к нам отношение! Вы бы видели свет глаз этих людей, когда они приносили нам пойманную в море рыбу, грибы, клюкву!
Народный артист

Гришу Степанкова, ученика четвертого класса, я нашел во дворах улицы Заводской. Как человек известный, он очень серьезно отвечал на вопросы:
— Меня нашли в школе помощники режиссера, предложили приехать в порт вместе с родителями. Там на роль меня утвердил сам Лунгин. Нужно было сыграть мальчика на костылях, которого исцелит монах, отец Анатолий. Объяснили, что к чему, выдали костыли, забинтовали ногу, сказали, чтобы дома репетировал. Так я и ходил целый вечер на костылях, родители мне сочувствовали. Уже наутро — съемки: сначала был эпизод с актером Дюжевым, потом с Мамоновым. Он, как исцелитель, говорил, что теперь, после его молитвы, я смогу ходить без костылей. Я по сценарию бросал их и бежал домой уже на двух ногах.
За работу Грише заплатили щедро — более 4 тысяч рублей. На эти деньги он купил DVD-плеер, чтобы еще больше приобщиться к кино.
После съемок Гриша Степанков стал настоящей знаменитостью, теперь никто в Рабочеостровске не сомневается, что из него выйдет настоящий артист.
Пригласили на "Мосфильм"
В хрестоматийном православном облике работника лесозавода Вячеслава Лисина, сыгравшего роль второго плана, есть что-то монашеское. Это отметили и помощники режиссера, сделали фотосессию. Вопрос об участии Лисина в съемках был немедленно решен. В различных эпизодах ему нужно было сыграть монаха, не произнося никакого текста. Все съемки – почти без дублей — для него уложились в шесть дней.
— Конечно, в кино сниматься сложнее, чем работать плотником, — отметил Вячеслав. — Многое узнаешь, во многом начинаешь разбираться. Особенно — в тонкостях психологии человека. Все мои эпизоды шли легко. Единственный раз пришлось снимать дубли, когда нужно было бежать в сапогах по "сухой" воде после отлива. Ноги завязали в иле, суглинке. Но режиссер не ругался, только иногда делал поправки для съемочной группы.
После завершения работы Вячеслава пригласили на "Мосфильм" для продолжения съемок в других лентах, но что-то не срослось и он вскоре вернулся домой. Тем не менее Вячеслав не разочарован:
— Ничего страшного, это же кино. Даже профессиональные артисты иногда не имеют работы! Только вот Новый год, когда возвращался домой, пришлось праздновать на вокзале — билетов не было.

В ролях паломниц снялись две подруги еще с военных лет — Мария Семерикова и Зинаида Старцева. Им даже не пришлось искать одежды в костюмерной — они просто порылись в своих, сталинской поры, шифоньерах, надели пальто и платки и были готовы к роли времен своей молодости:
— Самое большое впечатление — это когда святой старец, стоя в ледяной ноябрьской воде, отбирал ребенка у одной из паломниц с лодки для исцеления, — наперебой делились впечатлениями подруги.
Ягодные места
Природные красоты Беломорья просто пленили и артистов, и всю съемочную группу.
— Да, у вас тут райские, ягодные места! — говорили москвичи, расставаясь с местными жителями.
Знаменитая актриса Нина Усатова, сыгравшая женщину, пришедшую к святому старцу просить молитв за погибшего на войне мужа, была поражена вкусом и разнообразием местных блюд. На время съемок она даже отказалась от привычной диеты. Дмитрий Дюжев ежедневно банками уничтожал зеленый горошек, а сам режиссер Павел Лунгин – сладкие пирожные.
Вечерами артисты собирались в уютном кафе гостиницы "Причал", обсуждали съемки, пели песни, слушали музыканта Петра Мамонова, любовались идиллическими пейзажами северного Беломорья, отмечая сотый, двухсотый, трехсотый кадры будущего шедевра…
Обидно только, что в результате премьерный показ "Острова" так и не прошел в Кеми. Там сегодня нет ни одной киноустановки.