Общество Владимир Федоров: "Ажиотаж вокруг автошкол есть только в Карелии!"

Илона РАДКЕВИЧ
№52 (552) 20.12.2006

Караул! За последний месяц стоимость обучения в автошколах Петрозаводска выросла на несколько тысяч рублей и кое-где уже достигает 11 тысяч. При этом количество желающих получить права только увеличивается.

— Чтобы занять место за партой, нужно приходить за час или хотя бы за полчаса до занятий, иначе придется сидеть между рядами, — говорит Алексей, ученик одной из автошкол. — Это, конечно, расстраивает. Хотя я прекрасно понимаю и ребят, которые торопятся получить права, пока не произошли изменения в законодательстве, и руководителей автошкол. Они, пользуясь ажиотажем, стараются заработать побольше денег.

Мы уже писали, что ажиотаж вокруг автошкол вызван слухами об увеличении сроков обучения до полугода и стоимости курса до двадцати тысяч рублей. Вот только есть ли официальное подтверждение достоверности слухов, в Карелии никто не знает. Свет на темную историю согласился пролить бывший "главный гаишник" России, сенатор Владимир Федоров.

Новые права

— Владимир Александрович, будущих автомобилистов уже замучили слухи о неком постановлении российского правительства, изменяющем систему образования в автошколах с 1 января 2007 года. Оно на самом деле существует?

— Это – слухи. На сегодняшний день никаких законодательных инициатив по этому поводу нет.

— Но складывается впечатление, что подобными слухами обеспокоена вся страна…

— Ничего подобного. К сожалению, ажиотаж только в Карелии. В Москве, например, все тихо и спокойно.

— Говорят, нет дыма без огня. Если постановления правительства нет, тогда что есть?

— 28 марта 2006 года Россия присоединилась к европейской Конвенции о дорожном движении, в связи с чем наша страна должна перейти на новую систему разделения водительских прав по категориям, которых будет уже не пять, а двенадцать.

— Уже известна дата, когда это произойдет?

— Я думаю, не раньше, чем 1 апреля будущего года.

— Значит, система обучения в автошколах в следующем году все-таки изменится?

— Я надеюсь, с принятием нового удостоверения в автошколах появятся новые программы. Раз категорий водительских прав будет двенадцать, значит, и программы должны строиться по двенадцати категориям, а не по пяти, как сегодня.

— Соответственно, может увеличиться и время на подготовку?

— А может и уменьшиться. В зависимости от категорий. Сегодня сроки обучения определяются существующими программами, которые никто не менял. И, честно говоря, МВД Карелии могло бы среагировать на вашу статью (имеется в виду статья "Слухи уйдут, цены останутся", опубликованная в "Карельской Губернiи" от 29 ноября. – Прим. автора) и разобраться, на каком основании господа руководители автошкол вдруг повышают расценки.

— Не получится ли, что с появлением нового удостоверения цены на обучение в автошколах станут заоблачными?

— Не думаю. Понятно, что стоимость обучения на водителя автобуса и грузовой машины с прицепом будет выше, чем стоимость обучения на водителя мотоцикла или легкового автомобиля. Однако в связи с тем, что категория "В" будет разбита на подкатегории, вполне возможно, цены даже снизятся.

Самим учиться нельзя

— Мы слышали, есть планы поменять и систему сдачи экзаменов?

— Есть предложения Министерства внутренних дел о внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Но это всего лишь размышления МВД, с которыми, кстати, я не совсем согласен.

— Например?

— Есть мысль ликвидировать экзамены экстерном. Но я считаю, этого делать нельзя. Возьмем, к примеру, нашу Карелию с огромными расстояниями между населенными пунктами. Никто не станет сегодня организовывать учебные группы в соответствии со всеми требованиями во всех лесных поселках. Мы искусственно будем заставлять людей ездить без прав. Я тоже считаю, что нужно переходить на обязательную подготовку через курсы автошкол, но, наверное, надо дать право субъектам Федерации определять списки тех поселков, где людей можно допускать к экзаменам после самоподготовки.

Психам не место на дороге

— Вам поручено разработать Закон "О дорожном движении". Что может измениться с его появлением?

— У меня зреет мысль, что надо делать либо отдельную главу в законе о дорожном движении, либо отдельный закон о допуске граждан России к управлению источником повышенной опасности. Почему, если человек признан хроническим алкоголиком, его нужно обязательно ловить пьяным за рулем или ждать, пока он кого-нибудь раздавит? Если медики сказали, что он берется на учет как алкоголик, наркоман или псих, нужно без суда изымать у него до выздоровления водительское удостоверение.

— Понятно. А что по поводу других нарушений Правил дорожного движения? Штрафы за них увеличатся?

— Я считаю, что нужно ужесточить ответственность за те нарушения, которые ведут к дорожным происшествиям с человеческими жертвами. Например, ремни безопасности. При ДТП они спасают человеку жизнь, но за непристегнутый ремень штраф всего 50 рублей. И никто не пристегивается. Посмотрите Административный кодекс: штраф "за разрушение муравейника" в пять раз превышает наказание за проезд на красный.

Блаженный город

— Вы, наверное, обратили внимание, что в Петрозаводске стали появляться автомобильные пробки. На ваш взгляд, ситуацию можно изменить?

— Прежде всего в городе нужно сделать подразделение, которое бы занималось организацией движения. Мне, конечно, приятно, но не очень понятно, почему организация движения не поменялась с тех пор, когда я, еще будучи мальчиком – старшим лейтенантом, рисовал эти направления движения. Жизнь-то изменилась. Пора уже уходить от выделенных рядов, особенно на проспекте Ленина, когда при повороте "под стрелку", получается длиннющая пробка в одном направлении и пустой ряд в другом. Это хорошо еще, что карельские водители относительно законопослушны. В Москве бы они уже давно ехали в два ряда.

— Вы на самом деле считаете, что карельские водители законопослушны?

— Блаженный город Петрозаводск! Мне многие не верят, что в столице Карелии еще пропускают пешеходов на пешеходных переходах. Говорят: не может быть, чтобы в России существовал такой город.