Болезнь, немощь, одиночество – частые спутники старости. Когда же эти напасти обрушиваются все сразу, то старики, а вернее, их жилплощадь становится лакомым кусочком для мошенников.
Больше не хозяйка
Варваре Емельяновне Спирковой оставлять свои законные метры было некому. Уже много лет пожилая женщина живет одна. Сначала умер муж, потом похоронила сына. Нет больше ни одной родной души. Пенсионерке оставалось тихо коротать свой век в полном одиночестве.
После смерти близких людей у пожилой женщины, и ранее сильно болевшей, ухудшилось здоровье, стало плохо с памятью. На мизерную пенсию еле сводила концы с концами. Квартира требовала основательного ремонта, давно прохудилась вся сантехника. Совершенно случайно на улице пожилая женщина познакомилась с семьей Бичевских: Марией Анатольевной и ее сыном Андреем (фамилия и имена изменены - прим. ред.). Варвара Емельяновна время от времени навещала Бичевских. Дружеское общение продолжалось несколько лет. Однажды Мария Анатольевна предложила одинокой пенсионерке завещать свою квартиру сыну Андрею. Дескать, будем за тобой ухаживать, покупать лекарства, в квартире сделаем ремонт, а ты нам оставишь квартиру. Варвара Емельяновна сначала отнекивалась, а потом согласилась, полностью доверившись семье Бичевских.
В тот злополучный день 2005 года у Варвары Емельяновны был приступ высокого давления, что случалось довольно часто: раскалывалась голова, зрение ухудшалось. А тут неожиданно нагрянул Андрей, сказал, что все документы готовы, едем подписывать завещание. В торопливых сборах Варвара Емельяновна взяла не те очки, кроме того, она слабо понимала, что происходит, перед глазами все и так плыло. Потом ей подсунули бумагу, вроде бы завещание, и Варвара Емельяновна подписала, даже не прочитав.
Страшная правда открылась через год. Все это время Бичевские не рвались помогать одинокой женщине, со всеми заботами приходилось справляться самой. Подписанный документ валялся в пыли на шкафу и только через год был извлечен на свет. Прочитала его соседка Варвары Емельяновны.
— Прочитала и с ужасом подумала: "Ведь ты, Варвара, больше не хозяйка здесь", — вспоминает соседка Евгения Прокофьевна.
Оказывается, подписала старушка вовсе не завещание, а договор дарения.
Подарила – и в петлю
Андрей Бичевский стал полноправным хозяином квартиры одинокой женщины без каких-либо обязательств с его стороны. Свою собственность мужчина может продать, не спрашивая на то разрешения Варвары Емельяновны. Этого-то сейчас больше всего и боится пенсионерка. Сразу же после раскрытия обмана Варвара Емельяновна решила отстаивать свои права в суде. По закону, в случае если человек заблуждался относительно природы сделки и это заблуждение носит существенный характер, сделка может быть признана недействительной. В суде ответчики утверждали, что старушка сама предложила заключить договор дарения. "Свидетели со стороны ответчика утверждали, что бабушка решила оформить квартиру, — рассказывает адвокат обманутой пенсионерки Светлана Вечерская.— Но ведь оформить можно по-разному: завещание, договор пожизненной ренты, дарение. Вряд ли женщина с четырьмя классами образования разбиралась в таких юридических тонкостях".
Оформление договора дарения проходит в Центре по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обязанности сотрудников Центра не входит объяснение человеку, какого рода бумагу он подписывает. До этого Варвара Емельяновна подписала доверенность, по которой Андрей Бичевский имел право собирать все необходимые для заключения договора документы. Пенсионерка не помнит, когда подписывала доверенность, что можно объяснить провалами в памяти, которые подтверждают и медицинские справки с описанием болезни женщины.
— Заблуждение в этом деле носит существенный характер, — считает адвокат Светлана Вечерская. — Это очевидно. Получается, человек добровольно лишил себя права собственности, подарив квартиру чужому. Ведь моя клиентка могла заключить договор ренты, где имела бы четкие гарантия, что за ней будут ухаживать.
Городской суд Петрозаводска посчитал иначе, не удовлетворив иск пожилой женщины. Вскоре дело будет слушаться в Верховном суде Карелии.
Наш телефонный звонок не вызвал у Марии Анатольевна Бичевской радости: "По телефону я никаких данных не даю, и разговаривать не буду, я тут ни при чем". На предложение встретиться последовал ответ: нечего тут ходить. Телефон сына Андрея женщина дать отказалась и бросила трубку.
— Я при жизни никогда не могла подарить квартиру чужим людям, — утирает слезы Варвара Емельяновна. — Ночи не сплю, только и думаю, что на старости лет без угла останусь.
— Каждое утро дрожу, жива она там или нет. Ведь жить не хочет, грозится повеситься, — вздыхает соседка Евгения Прокофьевна.
"Карельская Губернiя" будет продолжать следить за развитием событий.