Экономика Прощайте, автобусы?

Наталья ЗАХАРЧУК
№13 (566) 28.03.2007

О том, что в Троллейбусном управлении, которое распоряжается сегодня и городскими троллейбусами, и так называемыми муниципальными автобусами, творится неладное, мы узнали от наших читателей. В редакцию позвонила женщина, которая рассказала о готовящемся массовом сокращении работников Троллейбусного управления и создании новой организации, куда уже перевели двадцать четыре городских автобуса и сейчас насильно "сгоняют" водителей. Работники предприятия в новую структуру идти категорически отказываются. 

Мы побывали в Троллейбусном управлении и поговорили с людьми. Оказалось, что чрезвычайная ситуация на предприятии касается не только тех, кто там работает, но и всех горожан. Московские собственники считают развитие автобусного направления в Петрозаводске неперспективным. А потому муниципальные автобусы в недалеком будущем (речь идет буквально о неделях) могут совсем исчезнуть с улиц.

"А на что нам детей кормить?"

На прошлой неделе в Троллейбусном управлении состоялось собрание трудового коллектива. Приехавший из Москвы представитель собственника предприятия — концерна "Русские автобусы"  Сергей Лагунов, которого выписали в Петрозаводск специально, чтобы он создал на базе Троллейбусного управления новую юридическую организацию, захотел обсудить сложившееся положение дел с водителями, кондукторами, мойщиками автобусов.

В настоящее время новое юридическое лицо – "РегионАвтоТранс – Петрозаводск" — на базе Троллейбусного управления уже зарегистрировано, и двадцать четыре муниципальных автобуса, среди которых пятнадцать больших ЛИАЗов, работающих сейчас на маршрутах № 4, 24 и других, переведены на баланс этой организации. Автобусы уже получили новые регистрационные карточки и новые номера. Однако практически никто из работников Троллейбусного управления, включая водителей, вместе с автобусами в новую фирму перейти не захотел. На днях все они получили уведомление о том, что через два месяца будут сокращены. Но и этот факт не заставил их согласиться с предложением руководства. По мнению работников, условия труда, которые предлагает им новый начальник, неприемлемы. Так же считает и местный профсоюзный комитет.

— Люди лишаются всяких социальных гарантий, им ни отпусков, ни больничных по новым условиям не полагается, — говорит председатель профкома Надежда Булатова. – По сути, им предлагают работать как водителям маршруток. Причем с большими переработками. А кондукторов в новую фирму вообще не хотят брать на работу. Но законно ли это, если водитель будет сам из выручки с кондуктором расплачиваться?

— Я посчитал, что в новой фирме не буду зарабатывать вообще ничего, ноль, — говорит водитель автобуса с 20-летним стажем Николай Клюев. – При том плане, который нам дается, мне все заработанное придется отдавать хозяину, оплачивать топливо, ремонт, запчасти. А на что тогда жить?!

Собрание трудового коллектива было сорвано из-за того, что все как один работники встали и ушли. На вопрос нового директора: "Так что, кто-то будет со мной работать?" водители ответили молчанием.

Водители считают, что заведомо неприемлемые условия труда им предложили сознательно. "Когда мы все откажемся, начальники скажут, что работать некому, и перегонят автобусы в другой город. Говорят, что в Питер, — комментирует ситуацию водитель автобуса Андрей Хямяляйнен. – Они ведь и так городу не принадлежат. Скоро мы их вообще не увидим".

Автобус в Петрозаводске? Не актуально!

Московские хозяева, как оказалось, действительно считают развитие автобусного направления в Петрозаводске бесперспективным. Отвечая на наш вопрос, а что, собственно, будет, если водители не пойдут на условия руководства, Сергей Лагунов сказал: "Автобусные перевозки нашими силами будут прекращены. Но вам расстраиваться нечего, вон у вас сколько маршруток!".

Как нам стало известно, структурные изменения в Троллейбусном управлении были задуманы с целью "оздоровить финансовую обстановку" на предприятии, которое только за прошлый год понесло 32 миллиона рублей убытков, нарушив к тому же график расчетов с лизинговой компанией. На протяжении последних двух лет Троллейбусное управление практически не получает никаких бюджетных дотаций на свою деятельность, за исключением компенсационных выплат на перевозку льготников, да и то в недостаточном объеме. По замыслу руководства,  новая фирма должна работать по упрощенной схеме налогооблажения, поэтому у нее есть шанс выйти на нулевую рентабельность. Но это если фирма заработает, пока же работать в ней просто некому.

Администрация Петрозаводска на всю эту ситуацию пока никак не отреагировала, хотя начальник Управления транспорта и связи Роман Ванько сказал: меры нужно предпринимать незамедлительно.  

Вот тебе, бабушка, и инвесторы!

Теоретическая возможность того, что завтра на наших улицах не останется ни одного большого автобуса, действительно существует. Автобусы принадлежат акционерному обществу "Троллейбусное управление Петрозаводска", которое в свою очередь контролируется концерном "Русские автобусы". Напомним, что этот "инвестор" пришел в Петрозаводск в 2005 году, пообещав вложить в бывшее муниципальное предприятие 250 миллионов рублей. Единственным учредителем вновь созданного транспортного предприятия стало структурное подразделение концерна "Русские автобусы" — "РегионАвтоТранс". Именно оно без проведения конкурса получило в аренду все движимое и недвижимое имущество бывшего муниципального предприятия  сроком на 20 лет. С тех пор мэрия потеряла всякий контроль над Троллейбусным управлением. 

Сегодня очевидно, что свои обязательства московский "инвестор" не выполняет, и это не может не понимать администрация столицы Карелии. По идее, если у собственника возникнет желание перевезти все автобусы в другой город, остановить его можно будет только путем переговоров, на которые готова пойти мэрия. Хотя, с точки зрения здравого смысла, такое решение справедливым никак не назовешь, ведь за купленные в лизинг автобусы расплачивались, по сути,  сами горожане (эти расходы "вбивались" в тариф).

В общем, ошибка, которую совершили петрозаводские руководители, сегодня налицо. Вот только найдутся ли силы ее исправить?