Общество Жизнь в стиле "супер"

Елена Литвин
№15 (568) 11.04.2007

Супермаркеты появились в нашей жизни сравнительно недавно, а у многих горожан уже возникло такое ощущение, будто бы большие магазины были всегда. Каждые выходные туда едут, чтобы закупить продуктов на неделю вперед. Безразмерные тележки, заполненные доверху, выстраиваются в длиннющие очереди к кассам. Подружки рассказывают друг дружке, чего еще новенького они на этот раз закупили. "Снова потратила кучу денег, купила гору ненужного барахла, а то, что надо, забыла взять!" — эта фраза стала уже почти традиционной в подобных разговорах. Что же это за место такое заколдованное – большой магазин, как такие магазины влияют на нашу жизнь и психологию, попробовал разобраться корреспондент "Карельской Губернiи".

Покупательский "суперпсихоз"

Ловко маневрируя вдоль рядов, уставленных всякими баночками, тарелочками, игрушками, порошками, коробками конфет и прочей ерундой, кладу в свою тележку милые розовые тапочки, пятые по счету в домашней коллекции, и удивительную сковородку, коврик в ванную, печенье, макароны, какой-то соус невиданный, смешные помидоры черри, и вот это, и вот то, и, судорожно прикинув в уме сумму, на которую уже нагружена тележка, еще и свеженькие булочки – они же так пахнут! Муж, загружая пакеты в багажник машины, тихонько скрежещет зубами. Соглашаюсь с ним, что тапочки были лишние. Но они такие розовые…

Огромный магазин, огромный выбор и разнообразие товаров, огромные тележки, наконец, просто вынуждают покупателя набрать всего побольше – смешно ведь смотрятся затерявшийся на дне тележки пакет молока и половинка хлеба в нарезке.

— Конечно, в современном маркетинге существует множество уловок, которые воздействуют на покупателя и побуждают его купить как можно больше всего, — говорит Ольга Охрименко, маркетолог алкогольной компании. – Практически все современные магазины устроены таким образом, чтобы, войдя в торговый зал, человек был вынужден пройти все отделы и только после этого попадал к кассе. Существует целая наука о том, как должен быть выложен товар на полках. Например, сначала идут чаи, потом – печенье и конфеты, человек думает: "О! Надо купить что-нибудь к чаю", потом идет хлеб, к хлебу – колбаска, к колбаске – огурчики маринованные в следующем зале, к огурчикам – водочка в винно-водочном отделе и так далее.

Вода в бутылке вермута

Многие люди не ходят в большие магазины, потому как недовольны качеством товаров в них. Мол, супермаркет – это суперобороты, за всеми поставщиками не уследишь, и на прилавки попадает много некачественных продуктов. Помню, хорошая знакомая перед поездкой на пикник купила бутылку довольно дорогого вермута. Вскрыв на лесной полянке бутылку, она обнаружила в ней… обыкновенную воду! Да и я сама однажды приобрела в любимом супермаркете упаковку хека, в которой под неплохими рыбными тушками обнаружилось шесть рыбьих хвостов.

— У нас в Петрозаводске все магазины закупают продукты у одних и тех же поставщиков, с которыми мы работаем годами, поэтому они проверены. Случаи, подобные описанным, наверное, возможны — раз в полгода, но они могут произойти с вами в любом магазине! А то, что продукты в гипермаркетах попросту не успевают испортиться, — даем 100-процентную гарантию. Свежий хлеб, к примеру, завозится в магазин два-три раза в день, мясо – несколько раз в неделю, — заявляют в отделе маркетинга гипермаркета "Сигма".

Воришки

Те посетители, которые оплатить свою доверху нагруженную тележку не в состоянии, зачастую норовят умыкнуть ее "просто так". Ну или хотя бы какой-нибудь пустячок свистнуть – "на память". К примеру, накануне Нового года молодая девушка пыталась своровать с десяток бритвенных станков и средств для бритья – видимо, чтобы одарить знакомых мужчин.

Суммы, на которые покупатели стремятся "умыкнуть" товар, вызывают искреннее недоумение: однажды в одном из супермаркетов был задержан покупатель, своровавший что-то (в УВД Петрозаводска не уточняют, что именно) на сумму пять рублей!

Неодолимым приступам клептомании порой подвержены не только покупатели, но и сами сотрудники магазинов. В беседе с менеджером одного из гипермаркетов я пожаловалась ему на то, что персонал у них работает отвратительно. Продавцы не могут толком сказать, что у них есть в продаже, чего нет и где лежит то, что есть. "Да, это наша большая беда: только наберем консультантов и обучим их, как они начинают воровать, и нам приходится расставаться с ними", — посокрушался вместе со мной менеджер.

— Если человек заинтересован в своей работе, он не станет воровать. Если у него нормальная зарплата, к нему относятся по-человечески, он не станет рисковать своим местом из-за банки майонеза, — возражают на это в отделе маркетинга другого гипермаркета.

Кроме того, уверяют маркетологи больших магазинов, воруют много, но не "критично", дорогой товар весь маркирован специальными защитными "пищалками", которые не дадут пройти мимо кассы с неоплаченным товаром. Так что тащат в основном мелочевку и серьезных убытков нет.

Маркетинговые войны

Чтобы продать потребителю побольше своей продукции, поставщики товаров изобретают самые неожиданные схемы и ходы. Одному знакомому владельцу сети магазинов поставщики жевательной резинки подарили автомобиль за то, что тот согласился в течение года не торговать в своих заведениях жвачкой, поставляемой другой оптовой фирмой.

Ушлые ребята из конкурирующей компании, договариваясь с директором магазина о сотрудничестве, наткнулись на нежелание сотрудничать с ними. Как объяснил им директор магазина, потому что он уже тесно работает с другой фирмой, представители которой регулярно дарят ему подарки. "И надувную резиновую лодку?" — с ходу присочинили конкуренты его партнеров. Директор смутился – лодку ему, заядлому рыбаку, не дарили. "Как, всем-всем подарили, а вам нет?" — "искренне" обиделись за директора ребята. Возмущение и негодование "забытого" директора были столь велики, что он переориентировался в своих предпочтениях поставщиков.

— Что, правда, такое было в Петрозаводске? Я ничего подобного не слышала, – комментирует Ольга Охрименко. – Вероятно, такое возможно, однако я как маркетолог не вижу в этом большого смысла для директора или заведующего большим магазином. Ведь он заинтересован в том, чтобы в его торговом заведении был представлен разнообразный ассортимент. Кроме того, выбирая поставщика, владельцы магазинов руководствуются тем, насколько этот товар качественный и "раскрученный". Они же кровно заинтересованы в том, чтобы реализовать как можно больше продукции и как можно быстрее. Некачественную продукцию покупать никто не будет, сколько лодок ни дари владельцу магазина.