Спорт и отдых Побрит, пострижен, законопослушен

Елена Литвин
№29 (582) 18.07.2007

В минувшие выходные на сосновой опушке неподалеку от поселка Гирвас ревели двигатели, звучала живая музыка и повсюду разносился запах бензина и шашлыка. Порядка трех десятков байкеров из Петрозаводска, Москвы, Кеми, Олонца, Костомукши припарковали своих железных коней на живописном берегу и разбили палатки. Слет байкеров задумывался как "междусобойчик", пикник на свежем воздухе, вдали от городской суеты, где любители мотоциклов и быстрой езды смогли бы пообщаться, послушать карельский рок и погонять по взлетной полосе заброшенного аэродрома неподалеку от Гирваса. Однако, согласовывая свое мероприятие с чиновниками, байкеры наткнулись на опасения: Кондопога – город, требующий деликатного отношения, а байкеры – это шум, кожаная одежда, специфическая субкультура… кабы чего не вышло! Впрочем, посовещавшись, чиновники решили, что мероприятие можно использовать для создания позитивного образа печально известного города. Раз байкерский слет прошел без эксцессов, значит, в Кондопоге все спокойно! И понеслись из правительства республики пресс-релизы во все карельские СМИ, так, что даже сами байкеры опешили. Привлекать прессу и делать интимное мероприятие достоянием широкой общественности они не планировали. Впрочем, разомлев от удовольствия, от езды и прекрасной погоды, мотоциклисты охотно общались с журналистами.

КРАСАВИЦЫ И МОНСТР

Александр Сомин "оседлал" своего "Монстра" семь лет назад. До этого мечте о скорости не давали осуществиться многочисленные отцовские хлопоты. Как только дочь подросла, Александр, которому в то время исполнилось 39 лет, сразу же купил мотоцикл. По его словам, жена без энтузиазма восприняла увлечение мужа: в гараже Александр проводил времени больше, чем дома. Однако компромисс был найден, регламент установлен, и в семье воцарился мир. "Я самый старший в нашем клубе, ребята меня так и зовут – Старый, но я не обижаюсь", — говорит байкер.

Мотоцикл для него – это СВОБОДА ("особенно когда едешь среди машин, намертво застрявших в городских пробках"), АДРЕНАЛИН ("испытываешь невероятные ощущения, когда едешь на красивом мотоцикле и прохожие девчонки визжат от восторга, запрыгивают на мотоцикл на ходу!") и СКОРОСТЬ ("особенно после зимы, когда соскучишься и впервые сядешь за руль!").

К слову, на вопрос, что он делает с девушками, которые запрыгивают на мотоцикл на ходу, Александр смеется: "Ну что делаю? Еду себе дальше. Уж раз хватило ловкости запрыгнуть, значит, удержится во время поездки!"

Утомляет наших байкеров северная зима: полгода мотоциклы простаивают в гаражах. Это время мотоциклисты используют, чтобы починить свою технику, что-то усовершенствовать, переделать. Для Александра свидание с "Монстром" — обязательный ежедневный ритуал. "Я много лет проработал за компьютером. Прийти в гараж, покопаться в мотоцикле — это необходимо, чтобы отвлечься, отрешиться от работы", — говорит он.

Теплое время года – исключительно для езды, а оно может растянуться до первых заморозков. "На улице минус 5, а я еду. Охота – пуще неволи!" — улыбается Александр. На машине он не ездит принципиально. "Если зимой нам с женой куда-то надо, дочь может отвезти на своей машине. Но я крайне редко пользуюсь ее услугами", — говорит Александр. Оно и не удивительно, ведь недаром среди байкеров ходит поговорка: "Только байкер может понять собаку, которая во время поездки в машине жадно дышит в окно". Без свежего воздуха они задыхаются.

Существует стереотип: байкер должен быть бородат, волосат, пузат и страшен. Александр – гладко выбрит, коротко пострижен, а пивного живота не отрастил, поскольку практически не пьет: живой байкер – трезвый байкер. Из атрибутов – кожаные штаны, массивный браслет на руке и узконосые туфли.

— На самом деле это не некая дань традиции. Все, во что я одет, оправдано сугубо практическими соображениями. Кожаные штаны необходимы, ведь приходится проделывать десятки километров на мотоцикле на большой скорости. Я однажды так закоченел, что думал, не доживу до конца поездки и горячая ванна меня не спасет. А толстые штаны из кожи не продуваются! Широкий браслет мне нужен для того, чтобы зафиксировать и обезопасить от неловких движений сломанное недавно запястье. А узкие носы у сапог

очень удобны, когда переключаешь передачи. Впрочем, некоторые байкеры ловко управляются и в обуви с тупыми носами, — рассказывает Александр.

НА "КРОКОДИЛЕ" ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

12 лет гоняет на своем мотоцикле Захар Пелконен. Ждать, пока подрастут двое его детишек (им 4 года и 10 месяцев соответственно), он не захотел. Впрочем, по его словам, мотоцикл не отнимает чересчур много времени. Красавица-жена Анна, присутствовавшая во время интервью, при этих словах скептически улыбнулась. На вопрос, как она относится к увлечению мужа, тактично ответила: "Не очень…" Впрочем, Анна не препятствует: в конце концов львиную долю времени мужа сжирает не мотоцикл, а работа. А мотоцикл – это отдых, пусть сама Анна и не гоняет на нем и кайфа от езды не ощущает.

Единственный участник слета, который подходил под стереотип о внешности байкеров, – Юрий, единственный байкер из Кеми. Огромный, бородатый, в черной безрукавке и кожаных штанах, издалека он производил устрашающее впечатление. Но при более близком общении очаровывал своей непосредственностью и добродушием. Давать интервью журналистам, облепившим его со всех сторон, Юрий отказывался: "Ну зачем мне это?" Из него удалось лишь вытянуть, что на мотоцикле он ездит семь лет, жил в Питере, затем вернулся в Кемь, где ему больше нравится, первый мотоцикл был "зеленый и вредный", ввиду чего назывался "крокодилом", и что в Кеми к нему относятся с уважением: все-таки единственный байкер на весь город! Что касается тамошних дорог, Юрий считает, что они не хуже, чем по всей Карелии. А вот обывательское представление о том, что мотоцикл легко проедет по любому бездорожью, Юрий назвал абсолютной ерундой: "Вы попробуйте удержать мотоцикл, который весит больше трехсот килограммов, если ты медленно ползешь на нем по плохой дороге!" А вот девушка Юрия, с которой они "не просто уживаются – прекрасно живут" уже долгое время, страсти к мотоциклам не разделяет, а потому всяческие байкерские фестивали и слеты игнорирует. "Ну не ее это!" — пожимает плечами кемский байкер.

Есть в Петрозаводском клубе и представительницы слабого пола, лихо управляющиеся с огромными махинами. Екатерина Курочкина уже много лет дружит с байкерами, а два года назад сама впервые села на скутер. И вот теперь она уже вполне созрела для покупки полноценного мотоцикла. Ее молодой человек тоже увлекается мотоциклами, поэтому Катино желание воспринял адекватно. "У нас в семье уже есть два мотоцикла и скутер", — говорит девушка. Но она хотела бы для себя мотоцикл полегче – килограммов на двести. Мечтает о новом мотоцикле и ее молодой человек, но сначала – для Кати. На работе, в Центре народного творчества, где Екатерина – главный администратор, к ее хобби тоже отнеслись с пониманием и даже симпатией: "Несколько моих коллег сегодня присутствуют на слете, им ужасно нравится!" — говорит Екатерина.

ДУРНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Петрозаводский клуб Night Riders ("Ночные наездники") существует уже без малого десять лет. Байкеры то объединялись, то снова теряли друг друга из вида. Нелегко складывались отношения с городской мэрией. Сам мэр Масляков, несмотря на то, что в юности был заядлым любителем мотокросса, к байкерским фестивалям относится без особой симпатии.

По-разному относятся к байкерам и горожане. Первое помещение клуба вместе с мотоциклами сожгли неизвестные вандалы. Подобное отношение – результат плохой наследственности байкерского движения. Многие еще помнят американскую группировку мотоциклистов "Ангелы ада". "Вот они-то действительно были "беспредельщиками": наркотики, оружие, разбой… Но этот стереотип не просто старый – старинный, он давно не соответствует действительности", — говорит Екатерина Курочкина. Подпортили байкерский имидж и наши, отечественные рокеры, которые тоже не отличались законопослушностью и гоняли по дорогам на огромной скорости, пугая добропорядочных граждан.

— Еще недавно отношение к мотоциклистам было ужасное. Случалось, милиционеры на "уазиках" специально открывали дверцы на ходу, чтобы сбить едущего навстречу байкера, — вспоминает Олег Белов, руководитель клуба.

Сейчас "Ночные наездники" стремятся создать положительный образ байкера. Скорость они не превышают, не злоупотребляют алкогольными напитками, ведут себя крайне законопослушно. И очень злятся на безмозглых юнцов, купивших мотоциклы и тут же разбившихся на огромной скорости. Поди потом докажи, что это не байкеры, а безголовые любители: ГАИ и горожане различий не делают, мотоциклист, он и есть мотоциклист, все одинаковые!

— Байкер – это тот, для кого, как бы пафосно это ни звучало, мотоцикл – увлечение, без которого он не может жить. Есть люди, для которых мотоциклы – модная "фишка", способ покрасоваться, похвастать дорогой игрушкой. Но это не байкеры, — говорит Олег Белов.

Чтобы проверить, как относятся к байкерам представители силовых структур, мы обратились к дежурившим на слете милиционерам. Молодой человек пожал плечами и поджал губы: "Я к ним никак не отношусь – у всех свои тараканы в голове. Если они нормально себя ведут – мне все равно, чем они там увлекаются. Вот только почему они не поставили в известность милицию о проведении своего мероприятия? Мы, милиция, о слете байкеров узнали из новостей по радио!"

Видимо, мотоциклистам еще придется потрудиться, чтобы завоевать доверие и убедить всех, что байкер и "беспредельщик" — не есть одно и то же.