То, что Карелия – край лесов и озер, каждый ребенок знает. Рыбы у нас много, лови – не хочу. Но не тут-то было. До конца 2005 года лов рыбы индивидуального характера регулировали временные Правила рыболовства, утвержденные Сергеем Катанандовым. Люди платили деньги, получали лицензии на ловлю и спокойно рыбачили. Потом временные Правила рыболовства отменили, и в действие вступили… Правила любительского и спортивного рыболовства на водоемах КАССР 1988 года! А они, надо заметить, запрещали лов рыбы сетями в Ладожском и Онежском озерах. Многих рыбаков-любителей фактически приравняли к браконьерам. В Северном Приладожье, где озеро – главный кормилец, возмущению людей не было предела. "Потерпите, — говорили чиновники. – Мы знакомы с проблемой и уверяем: новые Правила рыболовства все вернут на круги своя".
19 июля 2007 года правила по Северному рыбохозяйственному бассейну вступили в силу. Но, как говорится, рано радоваться. К Северному бассейну причислили почти все карельские озера, кроме... Ладожского! Его отнесли к Западному рыбохозяйственному бассейну, где лов рыбы сетями по-прежнему запрещен. Правда, только со стороны Карелии. Жители ленинградской области никаких трудностей не испытывают: они спокойно могут приобретать лицензии и ставить сетки на своей стороне Ладожского озера.
На медведя с дубиной
— Новые правила стали для нас ударом "ниже пояса", — говорит Татьяна Виткова, жительница Северного Приладожья, и голос ее дрожит от возмущения. — Власти преподнесли эти правила как жест доброй воли, какое-то "послабление". Чиновники говорят о том, что сеть – промысловое орудие, а рыбалка – промысел. Может, это и так. Но мы же не тоннами рыбу добываем, а по мелочи, к столу. На это у чиновников один ответ – мол, вы не умрете без рыбы, так что острой необходимости в ее отлове у вас нет. Хм, как посмотреть! Здесь у большинства жителей зарплата очень маленькая. Я – медицинский работник – получаю три тысячи рублей с небольшим. Рыба для нас – необходимый продукт. На зарплату-то не проживешь. Мы хотим нормально питаться, почему нас лишают этого права?!
По словам Татьяны Витковой, если придерживаться логики чиновников, то можно далеко зайти в умозаключениях. Например, охотничье ружье – тоже орудие промысла. И еще никто не умер без зайчатины или крылышка дикой утки. Нам разрешают рыбачить только удочками. Так давайте и охотников вооружим дубинками. А ружья на охоте запретим!
Принудительная коллективизация
— Запрет на лов рыбы всеми видами сетей в Западном рыбохозяйственном бассейне – прямой путь к браконьерству, — утверждает Татьяна Виткова. — Нам, жителям Северного Приладожья, просто не оставили выбора. Все могло бы быть иначе, если бы местные власти успели доработать правила рыболовства по Западному рыбохозяйственному бассейну. Но этим никто особо не занимался. Видимо, Приладожье и соответствующая часть Ладоги для чиновников уже не являются Карелией. Честное слово, у нас просто руки опускаются. Когда прочитали новые правила, поняли: мы в тупике. За браконьерство у нас серьезно штрафуют, всю зарплату только на штрафы потратишь, а легально прийти к компромиссу с властью нереально. Чиновники из Россельхознадзора предложили нам объединяться в кооперативы и платить налоги. То есть суммы, которую бы мы платили за покупку лицензий, им уже недостаточно. Мы бы согласились и на эту добровольно-принудительную коллективизацию, только вот кому у нас объединяться в кооперативы? Работающим гражданам и пенсионерам? В Россельхознадзоре уверяют, что правила утверждали не они, поэтому ничего изменить нельзя. Из администрации же президента Путина нам пришло письмо, в котором черным по белому написано: регулировать правила – прерогатива местной власти.
Разумные требования
У жителей Северного Приладожья одна просьба: установить на Ладоге те же правила, что и на Онежском озере – 50 метров на человека с соответствующей ячеей сети. О квотах же на вылов рыбы рыбаками-любителями говорить просто смешно: рыбак с сетью даже при желании не выловит столько, сколько выгребают из наших озер представители рыбного бизнеса из Москвы и Питера. К примеру, в поселке Видлица местные жители со слезами на глазах наблюдают, как питерские рыбопромысловые пароходы тоннами вылавливают рыбу. Сами же жители не могут даже сетку легально поставить...
За комментариями по сложившейся ситуации мы обратились к заместителю начальника Россельхознадзора по РК Марине Громовой.
— Да, действительно, в Западном рыбохозяйственном бассейне сетной лов запрещен, — подтвердила Марина Дмитриевна. — В процессе разработки правил велась большая работа, проводились исследования. Министерство сельского хозяйства РФ посчитало, видимо, что природные ресурсы Ладожского озера подорваны, поэтому и запретили вылавливать рыбу. Ничего поделать с запретом мы не можем, это не в нашей власти. Подобные постановления не обсуждаются.
— Значит, в западном рыбохозяйственном бассейне вообще запрещено ловить рыбу сетями, раз там подорваны природные ресурсы?
— Нет, почему же, мы выдаем лицензии на промышленный лов... А у рыбаков-любителей всегда есть альтернативные орудия лова. Удочки, например.