Общество Зреет новая Кондопога?

Наталья Зайцева
№39 (592) 26.09.2007

В поселке Эссойла неизвестные периодически нападают на ларьки и магазины фирмы "Багира", владелец которых – выходец из Азербайджана. В последний раз погромщики взломали магазин "Багира", вытащили и разбросали продукты, разбили холодильники с лимонадом, но не взяли при этом деньги из кассы. Предприниматель Мубариз Багиров считает, что милиция недостаточно тщательно ищет виновных, так как подобные инциденты, а также столкновения с местными жителями, случались и раньше, но никто ни разу не понес наказание.

ПОЧЕМУ БЕЗ ШАПКИ?

Мубариз Багиров вот уже 12 лет живет в Карелии. В Баку он учился на врача, но после переезда остро встал денежный вопрос и, вместо того чтобы продолжить обучение, Мубариз решил заняться бизнесом. Однако непросто быть предпринимателем,если ты азербайджанец и живешь в России. За последние два года Багиров убедился в этом не раз: его ларьки поджигали и расписывали националистическими лозунгами, магазин – громили, а к нему домой однажды даже заявилась толпа пьяных молодчиков – драться. Глава поселения, по словам предпринимателя, не только не препятствует этим проявлениям межнациональной ненависти, но даже отчасти разделяет чувства погромщиков.

"Я давил вас в армии и буду давить в Эссойле", — так Мубариз Багиров передает слова главы местного поселения Виктора Евсеева. Доказать, что эти слова были произнесены на самом деле, невозможно. Но, по словам предпринимателя, Евсеев вставляет палки в колеса его бизнесу с 2005 года: то вызовет пожарных, чтобы те выяснили, не нарушает ли Багиров правила безопасности, то обратится в ГИБДД с вопросом, не мешают ли ларьки Багирова дорожному движению, то нашлет какую-нибудь проверку. "Приходится не торговлей заниматься, а бумажками, — жалуется Татьяна, заведующая магазином Багирова. — Сегодня только была проверка, составили три протокола – что ценников на товаре нет, что продавец без бейджика и головного убора…" Возможно, все это действительно серьезные нарушения, но колпаков на продавцах мы не наблюдали и в других магазинах Эссойлы.

"БАГИРА"

— А вы обойдите другие торговые точки поселка, — говорит глава поселения Виктор Евсеев. — Увидите столько же мусора вокруг, как у магазина "Багира"? Нет! Все убирают, для одного Багирова закон не писан. На столе у главы поселка – толстая папка документов, озаглавленная "Багира", — так называется фирма Мубариза Багирова. В ней – письма и постановления, касающиеся фирмы. Вот ГИБДД не согласовывает ларьки, которые стоят на перекрестке, вот в бумаге из РЭКа сказано, что Багиров не подает заявки на вывоз мусора.

Виктор Евсеев настаивает на том, что дело вовсе не в национальности предпринимателя, а в том, что тот не соблюдает правила:

— У нас в Эссойле есть и другие азербайджанцы, есть дагестанцы, ни с кем из них у меня нет никаких противоречий! А тут один человек терроризирует весь поселок! Два месяца он ездил на автомобиле без номеров! Женщин оскорблял наших! В этом году проходил месячник по уборке поселка, мы все вышли на уборку, подметали как раз вокруг его ларька. Так он подъехал на своей машине, сел на крылечко и стал смотреть, как администрация убирает мусор около его киоска. Сидел и усмехался! Нет никакого конфликта. Пусть только он уважает правила и устои, которые приняты здесь.

Багиров в свою очередь уверяет, что правила и законы он соблюдает, а нарушения, в которых его обвиняют, для любого предпринимателя – не редкость. Например, бумажный мусор все сжигают прямо в баке, никуда его не вывозя. Один раз к Багирову придрались за то, что продавец вылила возле магазина чистую воду. Бесконечными проверками можно задавить любое предприятие, даже если оно не сильно отличается от остальных в своем пренебрежении правилами, считают работники ООО "Багира". Постоянному давлению бок о бок с азербайджанцем сопротивляются и русские работники "Багиры", среди которых – бывший директор Эссойльского завода железобетонных изделий Геннадий Богданов:

— Мой авторитет здесь какую роль играет? Если бы я не участвовал в этом деле, его бы уже давно прикрыли. Просто мой опыт, мои знания не дают это сделать так быстро, как кому-то хочется.

"ЗАЧЕМ ВЫ СЮДА ПРИЕХАЛИ?"

Сколько ни пытались мы найти человека в поселке, который бы отозвался о Багирове плохо, — не нашли ни одного. Наоборот, все как один утверждают, что Борис (так местные переименовали азербайджанца), человек хороший, дает людям работу, товары у него самые дешевые и водкой он не торгует. Да, говорят, погромы были, холодильники все были побиты, апельсины раскиданы, но это сделали какие-то пьяные парни, а кто конкретно – никто не знает.

— В мае ко мне в квартиру ворвались человек 15 молодых людей и начали избивать, — рассказывает Мубариз. – Я тогда не стал обращаться в милицию, думал, так лучше будет. А через месяц сломали мне уличную овощную палатку, пытались поджечь другую палатку: мы с братом даже видели девушку, которая поджигала. Она, увидев нас, сразу убежала в магазин, мы – за ней. Вызвали милицию. Девушка к нам вышла и призналась: "Ну да, я поджигала, а зачем вы сюда приехали? Мы же не приезжаем к вам в Азербайджан". В ту же ночь на киосках появились надписи. От милиции через неделю пришло заключение – мол, слова "хачики" в русском словаре нет, поэтому действия не считаются уголовно наказуемыми. А о поджоге милиция даже не сообщила пожарным.

ГДЕ МИЛИЦИЯ?

С местной милицией у Багирова отношения странные. По словам главы поселения, Багиров не приходит в участок по вызову участкового. Багиров же заявляет, что это участковый не является на его, Багирова, вызовы. Когда в марте несколько дней подряд неизвестные вскрывали и грабили его ларьки, участковый, по словам предпринимателя, отказался приехать по его вызову, сославшись на то, что ему надо сидеть с детьми. Приехал участковый лишь тогда, когда один из русских партнеров Багирова позвонил своим петрозаводским знакомым из милиции.

— Яковлев (участковый) тут же приехал и говорит: "Что ты как щенок жалуешься?" — рассказывает Мубариз. — Я чуть было не вышел из себя. Я даже отцу никогда не жаловался. Тогда сняли отпечатки пальцев с киоска, но того, кто его взломал, так и не нашли.

Мубариз Багиров говорит, что сам он человек сдержанный и в драку не полезет, но иногда беспокоится за своего младшего брата. У того характер более взрывной, и сносить оскорбления ему сложнее. Чем может закончиться банальная драка между русскими и нерусскими, мы все хорошо помним по прошлогодним событиям в Кондопоге.

"НЕ ЗВОНИТЕ СЮДА БОЛЬШЕ"

Хорошо бы привести и точку зрения участковых милиционеров, но они отказались разговаривать. Участковый Сергей Тарасов на вопрос о том, что происходит в Эссойле, ответил лишь, что здесь "нет вражды, не было и не будет", а за всеми остальными разъяснениями отправил к вышестоящему начальству. Начальник Пряжинского РОВД Юрий Пуйкконен отказался говорить с корреспондентом "Карельской Губернiи". Узнав тему статьи и выслушав вопрос, он бросил трубку, а на следующий звонок ответил резко: "Девушка, я не знаю, откуда вы узнали мой номер телефона, я не знаю вас, не звоните сюда больше".

В Карельском управлении ФСБ сообщили, что Багиров впервые обратился к ним осенью 2006 года с жалобой на то, что милиция не реагирует должным образом на то, что происходит в поселке. Сотрудники ФСБ провели проверку и подготовили материалы, на основании которых Пряжинская прокуратура в июле 2007 года завела уголовное дело по статье 282 о разжигании межнациональной розни.

Возможно, кто-то согласится с участковым из Эссойлы и скажет, что "никакой вражды нет", а есть частный конфликт между предпринимателем и отдельными жителями поселка (кстати, глава Эссойлы Виктор Евсеев высказал предположение, что магазин погромили торговые партнеры Багирова, которых тот, "к примеру, кинул"). Но беда в том, что к любому инциденту, если в нем фигурируют лица другой национальности, примешивается тот самый "национальный компонент". Так, может быть, стоит обратить внимание на зреющий конфликт сейчас, пока он не вырос до размеров "новой Кондопоги"? Странно, что межнациональную вражду в событиях, которые происходят в Эссойле, видят только потерпевшие и ФСБ. Местные власти и милиция как будто старательно закрывают на проблему глаза.