— В нашем доме ничего не делается, пора взять управление им в собственные руки!
Примерно с такими словами заявился нежданный гость в мою собственную квартиру в доме № 63 на Октябрьском проспекте. И всучил бюллетень для заочного голосования по выборам управляющей организации "Гарантия Плюс". Той самой "Гарантии", которая управляет домом по договору с администрацией уже несколько лет. И значит, это с ее ведома и благословения ничего не делалось по улучшению содержания дома. Впрочем, представители "Гарантии" и не считали нужным скрывать бездействие, когда год назад уже пытались "обработать" наш дом, чтобы жильцы выбрали ее. Тогда этот фокус не прошел – на очном собрании во дворе дома жилищникам был задан ряд неприятных для них вопросов, на которые они так и не сумели ответить. Теперь они, по примеру большевиков, пошли другим путем. Никаких личных встреч! Просто раздали бюллетени для голосования и проекты договоров в расчете на то, что никто не будет вчитываться в эти документы, а просто поставят подписи в нужном месте. И ап! — дом уже выбрал способ управления и "родную" "Гарантию".
Но пока этот исторический факт еще не случился, а потому взываю ко всем, кто еще не поставил свой автограф под бумажкой, подсунутой "Гарантией": вчитайтесь в строки документа и постарайтесь понять, что же нам "впаривают" под обещанием лучшей жизни.
Например, в бюллетене нам предлагается голосовать за утверждение годовой сметы расходов (приложение № 2). Но где оно, это приложение, то есть финансовый документ, в соответствии с которым предполагается тратить деньги, собранные с нас в виде квартплаты? Приложение № 2 в договоре – это просто памятка, сделанная на основе Жилищного кодекса и раскрывающая суть терминов, использующихся в нем. А где же виды работ, их стоимость? Юрист "Гарантии", номер телефона которого указан в бюллетене, сказал, что это не то Приложение, что есть еще одно, которое раздали в количестве одного экземпляра на подъезд. Как же так? Самый важный документ — и не каждому собственнику?! Но бог с ним. Встречаюсь с инициатором собрания, признавшимся, что он в этих жилищных хитросплетениях ровным счетом ничего не понимает. И он дает мне три листочка на скрепочке, заявив, что больше у него ничего нет. Читаю и зверею от того, что меня как собственника квартиры считают полным идиотом. Знаете, на что пойдут наши кровные рублики по предложению "Гарантии"? Нипочем не догадаетесь. К примеру, "на инструктирование в ходе весеннего осмотра нанимателей и собственников жилых помещений о порядке их содержания, эксплуатации инженерного оборудования, правилах пожарной безопасности". Лихо, да? Придет к тебе мастер, будет четверть часа парить мозги, а ты ему еще за это заплати. Но это еще не все. Потом он придет еще раз, и это будет проверка "соблюдения правил пользования жилыми помещениями, выдача рекомендаций пользователям помещений на выполнение ремонта помещений за свой счет согласно действующим нормативным документам". Он что, советовать мне будет, как потолок белить и какие обои клеить? Но опять в карман "Гарантии" упадет копеечка, заплаченная нами за "ремонт и техническое содержание общего имущества многоквартирного жилого дома". Поразительная наглость!
Но это еще не все. В документе расписывается, на что пойдут остальные деньги. И удивительно часто там встречается не слово "ремонт", а совсем другое – "осмотр". Причем в разных вариациях: "частичный осмотр", "детальный осмотр", "общий (плановый) осмотр", "зимний осмотр" и как высшее достижение жилищного прогресса – "визуальный осмотр". А еще проверки – "рабочие" и "окончательные". Короче, в основном "Гарантия" намерена проверять, осматривать, инспектировать и советовать. Но кто же в этом случае займется, к примеру, установкой вторых рам в окнах подъездов, до которых никому нет дела? Кто будет не осматривать, а ремонтировать стояки и трубы теплоснабжения и водоснабжения? Кто займется уничтожением лужи возле подъезда, которая в дожди не дает прохода ни молодым, ни старым? Может, эти дела все-таки поважнее будут, нежели "визуальный осмотр" с непонятно каким результатом и сомнением в его необходимости?
Так подробно остановился на предложении "Гарантии" потому, что договоры, которые они раздали, типовые, бюллетени для голосования – тоже. А это значит, что в зоне действия "Гарантии" собственники квартир "обуваются" по одному сценарию. И люди, не глядя подмахнувшие предложенные ею документы, в скором времени столкнутся с немалыми трудностями. Ведь как заставить управляющую организацию ремонтировать, к примеру, крышу, если в договоре и приложениях об этом ни слова? Именно на этом и строится расчет! И улучшения качества ремонта и содержания дома не дождаться вовек. "Мы обещали дом осматривать и мы его осмотрели", — скажут нам. Вам нужен еще и ремонт? Так раскошеливайтесь на него! За ваши деньги – любая ваша прихоть. Но деньги вперед.
Вопрос на засыпку: а так ли уж нужна дому управляющая организация, которая с самого начала не предоставляет полную и исчерпывающую информацию и лукавит при составлении основополагающих документов? Лично я за "Гарантию" голосовать не намерен. Имею на это право как собственник квартиры. А вы?