Выражение "собачья работа" почему-то считают обидным. А ведь на самом деле у самих собак работа не такая уж и плохая. По крайней мере, они не жалуются.
...Питомник отдела конвоирования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК можно найти по громкому собачьему лаю. Так обитатели питомника – служебные собаки – приветствуют гостей.
— Мы построили питомник четыре года назад, — говорит Алексей Черкавский, начальник кинологической службы УФСИН. — Всего у нас в отделе конвоирования семь специалистов плюс фельдшер-ветеринар. Все как одна большая семья, ведь работа с собаками – не такое уж и простое дело, как может показаться на первый взгляд. У каждого специалиста на попечении находится одна собака. Если собака вдруг заболеет, то мы кинолога даже на службу не ставим, потому что у каждой собаки должен быть только один хозяин, которому она преданна и которому доверяет. Кинолог работает с собакой на протяжении восьми-девяти лет. Дольше собаки у нас обычно не служат, их отправляют на заслуженную пенсию: или специалист-кинолог забирает домой, или отдаем гражданскому населению. Правда, есть у нас один ветеран – ему уже одиннадцать лет, но он все еще "в строю": охраняет территорию отдела.
Кобель есть кобель
В питомнике все строго: у собак должно быть не менее девяти тренировок в месяц. Их учат задерживать нарушителей, проходить полосу препятствий. Для этого на территории питомника есть специальные "тренажеры": всевозможные заборы, лестницы, ямы, а также макеты нарушителей – одетые и обутые чучела, вроде тех, что ставят дачники на огородах. По словам Сергея Метелева, старшего инструктора-кинолога, собаки, как и люди, по характеру совершенно разные. Кто-то легко и с удовольствием обучается любым трюкам и командам, а с кем-то приходится помучиться. Зато потом просто диву даешься, на что способна собака, если ее правильно выдрессировать. Перепрыгивать высокие стены, ползать, задерживать и обезвреживать нарушителей и даже понимать своего хозяина без слов, по жестам. В общем, то, что в сериале "Комиссар Рекс" – не выдумка, а чистая правда.
— Меня часто спрашивают, какие собаки легче поддаются дрессировке, — говорит Сергей Метелев. — Мы предпочитаем немецких овчарок. Они по природе своей добродушные, поэтому быстро "переключаются": могут провести задержание нарушителя, а через минуту уже спокойно резвиться и играть. Кавказские овчарки более агрессивные. Но у всех овчарок есть одно общее свойство: если уж они задержали нарушителя, то вцепляются в него мертвой хваткой и уже ни за что не отпускают. Нам многие говорят: ну, подумаешь, укусит ваша собака за руку, так ведь это же не остановит беглеца. На самом деле они кусают с огромной силой. У нас тренировочные защитные "рукава", которые одеваются на человека, изображающего нарушителя, "улетают" за несколько дней. Собаки их просто рвут. Однако в деле наши псы, хоть и отлично подготовленные, еще почти не бывали.
Есть в питомнике и черный терьер – размером с небольшого теленка. Терьеры, по словам специалистов, тоже хорошо поддаются дрессуре. А вот чтобы обучить обыкновенную дворняжку, требуется много сил и времени. Но, главное, не бывает бестолковых собак, бывают бестолковые хозяева.
Что касается пола собаки, то лично мне больше нравится работать с "девочками". Они верные, для них хозяин – единственный и неповторимый.
Не наркоман
Всеобщий любимец сотрудников питомника – веселый и ласковый золотистый коккер-спаниель по кличке Бадик. Он – специалист по поиску наркотиков. Для этой роли спаниели подходят как нельзя лучше. Маленькие, они легко проникают в любые щели и потаенные места. Бадик тренируется в специальном помещении, где для него заготовлены многочисленные сумки и коробки. Запрещенное вещество помещают в одну из сумок, а задача Бадика – найти и обозначить "закладку". Собака ни в коем случае не должна пытаться залезть в сумку и вытащить вещество самостоятельно. Между прочим, тренируют собак-"наркоманов" не на настоящих наркотиках, как думают многие, а на их безвредных заменителях. Специально для Бадика из Питера привезли целый чемоданчик всевозможных муляжей: вещества с запахом героина, травы. Кстати, Бадик – один из немногочисленных обитателей питомника, который был специально куплен. Большинство же других собак были выращены в питомнике или подобраны на улице. К примеру, сейчас кинологи готовятся дрессировать молодую породистую овчарку, которую хозяева просто выгнали.
— Собака была совсем больная, мы думали даже, что она не выживет, — рассказывает Сергей Метелев, — но наш ветеринар ее выходила. Мы дали ей имя Демо – это первая часть названия болезни, которой овчарка страдала. Собака эта дорогая, с родословной, у нее даже клеймо на ухе есть. Видимо, хозяева купили, поигрались, она им надоела, вот и избавились... Еще одного нашего питомца я лично привел с улицы. Шел домой, увидел, как машина сбила большую овчарку. Подбежал, посмотрел. К счастью, собака не сильно пострадала. Сейчас исправно служит у нас. Похожая история и с другой овчаркой – ее мы нашли на Кукковке. Отличная породистая собака. Люди думают, что животные — это игрушки. А они – такие же живые существа, как и мы с вами!
— Собака — это огромная ответственность, — соглашается с ним Алексей Черкавский. — Я знаю массу примеров, когда люди просто не понимают, на что они идут, заводя в доме животное. Многие считают, что собаку не надо дрессировать. А ведь она должна признавать хозяев, подчиняться им. Особенно это касается собак крупных пород. Я знаю пенсионеров, которые завели овчарку. Души в ней не чаяли. Собачка подросла и начала притеснять хозяев. Дошло даже до того, что, когда она ела, в кухню никто не смел зайти. Если же овчарка ложилась в коридоре с костью, то пенсионеры не могли выйти из дома. Такого быть не должно. Так что мы рекомендуем, во-первых, хорошенько подумать, прежде чем завести собаку, во-вторых, пройти с ней хотя бы минимальный курс дрессуры. И сразу показывайте собаке, кто в доме хозяин...