Общество Хаски любят улыбаться

Евгения Покровская
№15 (620) 09.04.2008

Езда на собачьих упряжках даже для нас, жителей Карелии, кажется экзотикой. Между тем во всем мире подобные "выезды" — дело довольно распространенное. Не так давно собачьи упряжки появились и в нашей республике.

— Мои собачки – граждане Европы, — шутит Елена Поцелуева, кинолог международного класса и автор книги о ездовых собаках. — Где они только не побывали! Летаем по всему свету, принимаем участие в различных экспедициях. Сейчас на какое-то время задержимся в Карелии. Одна туристическая компания решила организовать катание на собачьих упряжках, а я им в этом помогаю.

Собачья ухмылка

Всего вместе с Еленой в Карелию приехали около тридцати собак. Они даже по виду отличаются от тех собак, к которым мы привыкли: белые или серые, пушистые, с необыкновенными голубыми глазами, а некоторые еще и с розовыми носами. Существуют специальные, так называемые "аборигенные" породы собак, которые генетически предрасположены к тому, чтобы бегать в упряжке — чукотские ездовые, таймырские ездовые, а также сибирские хаски.

— К упряжке собак начинают приучать где-то месяцев с семи, — рассказывает Елена. — Теоретически ездовой можно сделать любую собаку, у которой есть к этому генетическая склонность. На Севере ведь как: если собака не работает, ее просто отстреливают. Так что у них работают девяносто пять процентов собак. У нас же иногда могут возникнуть проблемы. Особенно это касается собак породы сибирская хаска. Когда я впервые взяла такую собаку, моя мама была уверена, что она глухая. Она вообще не слушалась. Если ей удавалось вырваться, то она бегала до последнего, пока совсем не выматывалась. Причем собака же прекрасно понимает, что я ее пытаюсь поймать, но от этого ей только еще веселее. У сибирских хасок вообще такое выражение морды, как будто они улыбаются. И вот моя собака несется со всей прыти, смотрит на меня, ехидно улыбается, не замечая столба на пути, и со всего размаху в него "впечатывается".

Рикки и Котик

Если сибирские хаски могут себе позволить немного побаловаться, то у чукотских ездовых все гораздо строже. Законы их собачьей стаи чем-то напоминают волчьи. Есть вожак, которому все подчиняются, есть четкая иерархия. У Елены роль вожака выполняет Рикки – самый взрослый и матерый пес. В экстремальных условиях именно Рикки ориентируется быстрее всех, для него даже езда по лесу и бурелому не является проблемой. В паре с Рикки обычно идет Котик. Елена прозвала его так за необычный черно-белый окрас и манеру в щенячьем возрасте смешно размахивать лапками.

— Ездовые собаки обязательно должны быть послушными, терпеливо ждать, пока их запрягают, — рассказывает Елена. — Ведь в экспедициях мы можем поменяться собаками или упряжкой. Поскольку экспедиции чаще всего интернациональные, все команды ездовым собакам подаются на языке североамериканских индейцев. Так что хоть немец, хоть француз может командовать русскими собаками. Ссоры и драки в упряжке строго запрещены, но иногда все же случаются. Особенно не любят друг друга молодые девочки. У меня сейчас есть две сестры — так они друг друга просто на дух не переносят.

Если вы думаете, что для ездовых собак упряжка – наказание, то ошибаетесь. Достаточно посмотреть, как нетерпеливо переступают они в упряжке в ожидании старта. Выносливости же таких собак можно только позавидовать. Они могут несколько дней передвигаться практически без отдыха, с короткими перерывами на "обед и ужин".

Что до самой езды на собачьей упряжке, то она вызывает незабываемые ощущения. Собаки развивают приличную скорость, ветер свистит в ушах, дух захватывает…