В преддверии Дня Победы уже экс-президент Владимир Путин подписал указ – до конца 2008 года обеспечить всех инвалидов Великой Отечественной войны автомобилями или же денежной компенсацией в размере 100 тысяч рублей. Во многих СМИ особо подчеркивалось слово "всех". А потом уж договаривалось: "вставших в очередь до 2005 года". Недавно в редакцию "Карельской Губернiи" пришла дочь инвалида ВОВ Василия Симакова. Ее отец в эту очередь встать не успел.
82-летний Василий Симаков в поселке Нелгомозеро Кондопожского района – единственный ветеран войны. В декабре 2004 года местные органы соцзащиты предложили ему оформить автомобиль. Вообще для постановки в очередь необходимы медицинские показания, которые определяются специальной медико-социальной экспертизой. "В поселок автобусы уже и не заходят, – рассказывает дочь Валентина. – А тогда рейс отменили, отец не смог выехать. Он еще и операцию перенес на сердце".
Когда ветерану сообщили о возможности получения автомобиля, на дворе стоял уже декабрь. А с 1 января 2005 года прекратили прием заявлений о постановке в очередь в связи с законом от 22 августа 2004 года, согласно которому прежние нормы утратили силу. Успевшие встать в очередь до 2005 года машинами были обеспечены. У семьи Василия Симакова вызывает недоумение, почему их отца оповестили так поздно? Почему не предупредили о сжатых сроках? Теперь же смотреть сюжеты о вручении автомобилей ветеранам Василию Симакову до слез обидно. "Когда отец шел под пулями в бой, он думал не о наградах, а о защите Родины. Почему же сейчас ветераны поставлены в такие неравные условия?" – удивляется дочь Валентина. Да, конечно, можно предположить, что медицинская экспертиза не "прописала" бы ему автомобиль. Сейчас этого уже не узнать. Как и не получить машину.
На сегодняшний день все стоящие в очереди ветераны получили автомобили – это 943 человека. Всего же в Карелии 3360 инвалидов и участников войны. 761 из них война сделала инвалидами, 2448 – стали ими позже. "Да, наверное, кто-то не успел встать в очередь, – согласились с нами в карельском Минздраве. – На тот момент у них не было медицинских показаний. А сейчас они, может, и есть, но закон изменился". О таких нюансах при помпезном вручении автомобилей обычно не сообщается. Сколько еще живет таких обиженных ветеранов, как Василий Симаков, можно только догадываться.
"С экранов телевизоров раздаются громкие речи о ветеранах, а в реальности – сплошной обман, – вздыхает дочь Валентина. – Недавно сказали, что до 2010 года обеспечат всех ветеранов квартирами. Но ведь за свои слова надо отвечать. Снова получат не все?"