— Доктор, я буду ходить? — с надеждой спросил девятнадцатилетний солдат у оперировавшего его военного хирурга.
— Ты не только ходить, летать на новой ноге будешь! — уверенно ответил тот.
Повестка в армию Косте Леошко пришла, когда он еще даже не успел сдать два последних выпускных экзамена в школе. И если экзамены смышленый парень успел сдать досрочно, то на выпускной бал так и не попал. И пока его бывшие одноклассники размышляли, чем заняться, покинув школьные стены, он уже был в самом пекле, в Чечне.
Война Костю не пощадила. 24 сентября 2002 года девятнадцатилетний санинструктор получил тяжелое ранение. Несколько дней парень был в забытье. Забинтованный с головы до ног, очнулся он уже в Моздокском госпитале и только тогда узнал, что с ним случилось. Вместо правой ноги – культя, вместо левой руки — то же. Осколок лишил его глаза.
А через несколько дней в госпиталь из Карелии приехала мама. Ухаживала за сыном, кормила с ложечки, выносила утку, до блеска намывала госпитальную палату, возила его на коляске по длинным госпитальным коридорам. "Мама, кому я такой нужен?" — глядя куда-то в сторону, однажды задал вопрос Костя и резко отогнул одеяло: у товарищей по палате ноги были ампутированы ниже колена, а у него почти "под самый корешок". Всю ночь тогда мама прорыдала в подушку, а проснувшись утром, как молитву, повторяла любимому сыну: "У тебя все будет".
Это сейчас Костя старается не вспоминать о пережитом, живет, как все нормальные люди, но какой ценой ему далось это "как все", знают только самые близкие. Когда мама уехала, он решил учиться самостоятельности заново. Первое, что сделал, — управляясь уцелевшей рукой, намотал несколько кругов на коляске вокруг госпиталя. Свежий морозный воздух, скрипучий снег под колесами — все будет, как у всех, — решил не сдаваться Костя. За несколько лет в московском госпитале он перенес с десяток сложнейших операций, прошел долгое реабилитационное лечение и — встал на одну ногу, как на две.
Уже после выписки из госпиталя бывшего санинструктора нашел наконец орден Мужества, к которому он был представлен еще в мае 2002 года. К награде, говорится в наградном листке, пийтсиекский паренек был представлен за то, что вместе с другим санинструктором вынес с поля боя своих тяжелораненых товарищей-саперов.
Оказались пророческими для него и слова лечащего хирурга ("Ты не только ходить, летать на новой ноге будешь!"). Выписавшись из госпиталя, на своей одной ноге Костя поднялся в небо и в тандеме прыгнул с парашютом с высоты 4 тысячи метров. Произошло это благодаря московской благотворительной программе "Небо, открытое для всех". Узнав о том, что сын собирается прыгнуть с парашютом, мама была в шоке, а он и слушать ее не хотел, стал собирать вещи. На высоте бесстрашный парень вел себя молодцом. А когда приземлился, возбужденно выпалил: "Хочу в небо снова!"
Квартира за мужество
Перед Новым годом в московский военный госпиталь, где уже в который раз после тяжелого ранения находился на лечении бывший санинструктор Костя, наведался первый заместитель министра обороны РФ Белоусов. Он и спросил изувеченного паренька из Карелии о его дальнейших жизненных планах. Костя словно давно ждал этого вопроса и с присущей ему прямотой ответил: "Хочу учиться, только вот я из села, в городе жить негде". На другой день из Чечни была запрошена характеристика, в которой значилось, что службу рядовой Константин Леошко прошел безукоризненно, 83 раза выносил с поля боя раненых. С учетом боевых заслуг бывшего санинструктора, в виде исключения, военное ведомство выделило Косте однокомнатную квартиру в новом доме в Петрозаводске. Вручая ключи бывшему санинструктору-срочнику, начальник квартирно-эксплуатационной части Петрозаводского гарнизона Вадим Рассолов так и сказал: "Квартиру мы тебе даем за мужество". Костя тогда и предположить не мог, что спустя несколько лет в эту квартиру он приведет любимую. В мечтах навстречу своей любви на одной ноге он был готов отправиться на край света, а нашел ее в своей студенческой группе.
Две стипендии — на смс
Когда Костя поступил на физико-математический факультет педагогического университета, у него уже была девушка из своего же поселка, которая училась в этом же университете на другом факультете. Однако спустя время они с ней расстались. После разрыва он для себя решил: все, хватит, больше никаких знакомств. Но разве сердце может жить без любви?
В прошлом году перед зимней сессией Костя неожиданно для себя позвонил старосте студенческой группы Даше Тюковой и попросил переписать у нее экзаменационные билеты. За три часа они поговорили обо всем на свете — о своих родителях, друзьях, увлечениях. На следующий день Костя уехал домой в Пийтсиеки готовиться к экзаменам. "Не скажу, что я влюбился с первого взгляда, — откровенно признается он. — Но так и вспоминаю: сижу дома, а рука сама тянется к мобильному — хочется Дашин голос услышать". Двое суток они потом отправляли друг другу эсэмэски, задавали вопросы, отвечали, истратили все деньги, которые были на мобильных. Из полувопросов-полунамеков оба поняли, что интересны друг другу. "Не отвертишься у меня", — написал Костя Даше и поставил знак восклицания. Девушка вместо ответа отправила возмущенную мордашку. "Ладно, шучу", — исправился он. Даша игру поддержала: "Жалко!"
Вернувшись в Петрозаводск, Костя сразу же позвонил Даше. С тех пор они стали встречаться не только в университете.
Узы Гименея
29 апреля молодые сыграли шумную свадьбу. Обручальные кольца покупали вместе. А вот свадебный наряд, длинное платье белого цвета, любящая сюрпризы невеста держала в тайне до самого утра дня бракосочетания, пока Костя не приехал ее "выкупать". Поднять тост за счастье молодых вечером в кафе собрались самые родные и близкие люди, и среди них, конечно же, бывшие сослуживцы, с которыми Костя вместе воевал в Чечне. Проводивший торжество тамада специально придумал сценарий "под Костю", чтобы жениху как можно реже пришлось вставать со своего места за столом.
Было и связанное со свадьбой знамение. Накануне вечером жених вдруг обнаружил, что в магазине ему положили в коробку разные туфли — еле-еле успели их заменить. Предсвадебное ЧП наделало переполох. Зато потом все дружно вздохнули. Есть примета: если накануне свадьбы что-то не так, жить молодые обязательно будут счастливо!
Девятнадцатилетняя Даша на 5 лет и одну неделю моложе Кости и на 20 сантиметров ниже его. Поэтому смотрит на Костю восторженными глазами снизу вверх: "Больше всего мне в Косте нравятся его мужская надежность, умение принимать решение. Кажется, неразрешимых проблем для него просто не существует. Если я сама чего-то решить не могу, он за меня все сам решит, "по полочкам" разложит". И, вообще, он неисправимый оптимист, жизненная энергия ну просто брызжет из него!"
Костя, в свою очередь, отмечает чуткость и заботливость Даши: "Если я на работе, она 150 раз позвонит и просит, как дела. Умеет быть рядом даже на расстоянии и в то же время делает это неназойливо".
К Косте уже давно привыкли родители Даши. Ее мама, Жанна Борисовна, даже называет Костю своим сыном. Мы с ним родственные души, говорит она. А ведь поначалу к роману молодых родители Даши отнеслись настороженно, пытались даже предостеречь дочь: "Ты должна осознавать, на какой шаг идешь... Будет ли он тебе опорой?" Но, приходя к невесте в гости, а порой и оставаясь у Тюковых ночевать, "опора" вовсю помогал по хозяйству — и посуду он до блеска вымоет, и с готовкой обеда управиться поможет, и стол накроет. Когда Даша лежала с высокой температурой, Костя буквально весь город обегал в поисках нужных таблеток и чего-нибудь вкусненького. А однажды так просто покорил родителей своей любимой девушки. Это когда к ним в дом пришел двоюродный брат Даши с маленькой дочуркой. Костя как великовозрастный ребенок возился с малышкой, терпеливо сидел рядом, когда она играла на пианино, а потом поцеловал умничку в щечку.
Даша — первая девушка, которой Костя дарил цветы ("Раньше как-то в голову не приходило"). Ради их будущей совместной жизни в свободное от учебы в университете время он и на работу устроился. Устает, конечно. Но мужчина должен обеспечивать семью, считает Костя. Порой приходится ехать на работу сразу после занятий. И тогда заботливая Даша отвозит ему обед.
Живут молодые пока на два дома. То в квартире Кости, то у родителей Даши, где им хорошо и уютно, остаются ночевать. В будущем мечтают о своем отдельном доме. "Для меня дом, семья на первом месте, — говорит Костя. — Тогда, после ранения, казалось, что жизнь кончилась и ничего больше не будет впереди. Но, встретив Дашу, я понял, что готов идти за ней на край света".