Политика Знакомьтесь, люди, ваш новый защитник

Арина Громова
№22 (627) 28.05.2008

Парламент Карелии выбрал главного защитника человеческих прав в республике. Интриги не получилось. Как и ожидалось, должность получил главный федеральный инспектор по Карелии Валентин Шмыков, чью кандидатуру выдвинула партия власти, поддержал Сергей Катанандов и раскритиковали представители общественности.

Претендентов на должность омбудсмена было всего двое: Шмыков и кандидат медицинских наук, заместитель председателя Совета ветеранов Вячеслав Кашин. Последний сразу же заявил, что в случае его избрания приложит все знания и умения для того, чтобы проявить себя в новой должности, организует прием граждан и организует работу с поступающими жалобами и заявлениями. Но, похоже, планы Валентина Шмыкова депутатскому большинству Законодательного собрания нравятся больше. Правда, представители общественности, находившиеся в зале, своими выкриками не сразу дали ему их озвучить.

Когда Валентин Александрович наконец заговорил, выяснилось, что правозащитная деятельность имеет большое значение в жизни людей, что в докладе уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина обозначено более 20 направлений этой деятельности, и главное, что нужно сделать на первых порах, — провести мониторинг обращений: выяснить, какие есть и что по ним сделано.

Не успел Валентин Александрович заверить присутствующих, что в случае избрания сделает все, чтобы выполнить свои обязанности (а все мы понимаем, что главная задача омбудсмена — защищать права человека), как депутат Степанов поинтересовался мнением Шмыкова насчет 122-го закона о монетизации льгот.

— Этот закон нарушил права людей, — напомнил депутат Александр Степанов. — На ваш взгляд, что может сделать уполномоченный по правам человека в Карелии, чтобы больше не было таких историй, когда люди выходили на улицу и протестовали?

— Если вы меня изберете и обратитесь ко мне по этому вопросу, я приму меры вместе с депутатами и общественностью, чтобы закон был более совершенным, — пообещал Шмыков.

В зале тут же нашлись люди, которые напомнили Валентину Александровичу, как он работал с обращениями граждан, будучи федеральным инспектором.

— Весной прошлого года мы, группа пенсионеров, ветеранов и инвалидов, приходили на личный прием к Валентину Александровичу со всеми своими бедами. Оставляли ему письменное сообщение. Но за целый год ответа мы не получили, — уличала претендента на пост уполномоченного по правам человека петрозаводчанка Валентина Богданова. — Валентин Александрович нам тогда только визиточки раздал. И все. На этом его помощь нам закончилась.

Валентин Шмыков начал оправдываться. Мол, не бывало такого, чтобы он не ответил на обращение устно или письменно. В зале раздались возмущенные возгласы, и депутаты быстро проголосовали за то, чтобы прекратить задавать вопросы. Однако люди не успокоились:

— Для кого он будет работать?

— Нам не нужен клерк, нам нужен человек, заботящийся о людях.

В защиту Валентина Александровича высказался Марат Тарасов, более 8 лет занимавший в Карелии должность уполномоченного по правам человека. Он напомнил присутствующим, что главным в человеке, претендующем на эту должность, должна быть человеческая доброта, а Валентин Шмыков — человек добрый.

В доброте Валентина Александровича, похоже, и так никто не сомневался. Сомневались лишь в разумности его назначения именно на эту должность.

— Никогда в жизни на этой должности не должен быть ни прокурор, ни следователь, ни даже бывший участковый инспектор (Валентин Шмыков и в КГБ служил, и в налоговой полиции. — Прим. авт.), — предупредил депутат Меркушев. — Круг друзей и знакомых Шмыкова так широк, что защищать интересы некоторых граждан перед своими товарищами по правительству и другим структурам будет очень сложно.

Однако по большому счету смысла в обсуждении кандидатур на пост омбудсмена не было. О результатах голосования догадывались все. Валентин Шмыков стал новым уполномоченным по правам человека в Карелии.

— Работать буду честно и добросовестно. Кто будет обращаться, не останется без ответа. Поверьте мне, уважаемые женщины, говорящие сверху (представители общественности сидели в зале на балконе. — Прим. авт.).

Женщины не поверили. Но теперь у Валентина Александровича есть реальная возможность их переубедить...