Общество Гарантированные проблемы

Арина Громова
№22 (627) 28.05.2008

Весной прошлого года петрозаводчанка Елена Михайлова решила поменять старые окна на новые — пластиковые. Выбрала в газете наиболее внушающее доверие объявление — "Завод Пластик" на улице Путейской, 5, имеющий собственное производство, обещал клиентам качественный монтаж, 5-летнюю гарантию и оформление договора на дому. Договор, как оказалось, — самое интересное, что предлагал "Пластик", потому как составлялся он не на завод, а на некую компанию "Дом-Строй".

— Тогда мы не придали этому большого значения, — говорит Елена. — Мы так поняли, что через эту фирму "Завод Пластик" работает с физическими лицами. Подписали бумаги. Вместо кассового чека нам выдали приходный кассовый ордер. Оказалось, что у них просто нет кассового аппарата.

Проблемы с окнами у Елены начались практически сразу. По словам женщины, сначала замерщики неправильно их замерили, из-за чего во время установки пришлось даже обивать внешний фасад здания. А одно из окон установили настолько криво, что его пришлось полностью демонтировать. Всего Елена меняла в квартире три окна. Это обошлось ей в 45 тысяч рублей — сумма, достаточная для того, чтобы рассчитывать на качество выполненных фирмой работ.

Несмотря на то, что согласно газетной рекламе "Завода Пластик" клиентам предоставлялась 5-летняя гарантия качества, в самом договоре значились аж 10 лет. На деле же одно из окон не прослужило и трех месяцев — стекло лопнуло. Казалось бы, какие проблемы — окно же на гарантии. Однако гарантированными оказались только проблемы.

Горе-монтажники

Обнаружив трещину на стекле, Елена Михайлова позвонила на "Завод Пластик". Девушка на другом конце провода пообещала, что мастера придут, посмотрят и примут решение, что делать. Однако мастера так и не пришли. Тогда Елена составила письменную претензию в адрес компании "Дом-Строй" (договор-то составлялся именно на нее). Толку не больше, чем от звонка. Выждав еще какое-то время, женщина написала заявление в городской отдел по защите прав потребителей. Сотрудники отдела пытались вразумить компанию, предлагали им предпринять хоть какие-то меры для устранения дефекта. Но ответом по-прежнему была тишина. Наконец Елена Михайлова обратилась в суд.

Чтобы не быть голословной, женщина из собственного кармана оплатила техническое обследование оконного блока. В результате которого было установлено, что указанные в рекламном объявлении "профессиональные монтажники" выполнили свою работу более чем непрофессионально и допущенные ими огрехи вполне могли вызвать появление трещины на стекле.

Разумеется, суд оказался на стороне Елены. Было решено взыскать с компании "Дом-Строй" в пользу Елены Михайловой более 37 тысяч рублей. Кроме того, судья обязала фирму демонтировать окно в полном объеме и за свой счет.

Прошло еще полгода.

Не при делах

— Я несколько раз приходила на этот "Завод Пластик", — говорит Елена. — Там не хотят со мной разговаривать. Директор Вагиф Иманов избегает встреч со мной.

Поговорить с Вагифом Шириновичем по телефону нам тоже не удалось: похоже, его никогда нет на месте. Тогда мы поехали на "Завод Пластик".

Беседа у нас получилась, мягко говоря, странная. Пока мы рассказывали Вагифу Иманову о том, как весной прошлого года (!) одна из жительниц города заказывала в его фирме окна, он молчал. Когда сказали, что в одном из заказанных тогда окон пошла трещина, даже поинтересовался фамилией женщины. Однако как только услышал ее фамилию, вспомнил, что его фирма в прошлом году вообще не работала.

— Как так? — поинтересовались мы.

— Ранее здесь работала компания "Дом-Строй". Эта фирма в принципе закрылась. Они ушли. Сегодня здесь "Завод Пластик". Совсем другое предприятие.

— Но Елена Михайлова изначально обращалась именно на "Завод Пластик". И именно ваша фирма заключала с ней договор от имени компании "Дом-Строй". Какие у вас были отношения с компанией?

— Никаких, — настаивал Вагиф Иманов. — Компания "Дом-Строй" работала здесь до нас. Когда они ушли, мы у них выкупили оборудование. Мы к ним никакого отношения не имеем.

— То есть у них другая рабочая сила, другая продукция?

— Видимо.

— А когда точно появился "Завод Пластик"?

— В феврале этого года.

— Ничего не путаете? Завод точно раньше не существовал?

— Нет. Это новая фирма, — соврал Иманов.

В том, что "Завод Пластик" действовал уже весной прошлого года, и в том, что Елена Михайлова заказывала окна именно в этой фирме, сомневаться не приходится. В газете бесплатных объявлений "Все" за 2007 год едва ли не в каждом номере есть реклама этого предприятия. И в каждом таком объявлении указаны адрес и номер телефона "еще не существовавшего" "Завода Пластик". Они удивительным образом совпадают с адресом и номером телефона компании "Дом-Строй" (такие данные и по сей день дает справочная "009").

Однако объяснять нам чудесные совпадения Вагиф Иманов не намерен.

— Все. Я тороплюсь, — оборвал он беседу на полуслове.

Совпадение?

Помимо всех прочих совпадений, в этой истории есть и еще одно — фамилия, имя и отчество директора "Завода Пластик" такие же, как и у хозяина злополучного кондопожского кафе "Чайка", в котором было положено начало небезызвестному конфликту. После сентябрьских событий 2006 года Иманов уехал из Кондопоги. Говорят, именно в Петрозаводск, где уже успел засветиться в не слишком красивой истории брат Вагифа Иманова — Эйваз. Мужчина оказался одним из учредителей фирмы-застройщика "Карелстройспецмонтаж", известной по долгострою на улице Калинина, 61. Напомним, дольщиков тогда сильно обманули со сроками строительства. Отчаявшиеся получить свое жилье люди месяцами ходили по всевозможным инстанциям и пытались понять, куда были израсходованы собранные с них десятки тысяч долларов. Особо людей тогда смущало то, что в качестве генподрядчика была выбрана непонятная московская фирма, которую дольщики так и не смогли найти.

Нечего взять

Ситуация с "Заводом Пластик" очень напоминает известный и практически законный механизм отказа в гарантийном обслуживании, когда создается подставная фирма и вся гарантийная документация оформляется на эту фирму. Затем фирма закрывается, открывается следующая и так далее. Когда покупатель приходит со своими проблемами, ему говорят: "Мы вам этого не продавали, это другая фирма, и куда она делась, мы не знаем". Так что, приобретая любой (!) товар, стоит внимательно смотреть, чьи реквизиты проставляются в договоре или гарантийном талоне — этого магазина, салона, завода или какой-нибудь другой компании.

Шансов, что Елена Михайлова сможет вернуть потраченные деньги, практически нет. Фирма Вагифа Иманова официально к сделке не причастна. Не проще добиться денег и от компании "Дом-Строй". По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Карелии, на сегодняшний день местонахождение фирмы, ее счетов, имущества и директора неизвестно.