Рассмотрение дела о печально знаменитой "кондопожской драке", происшедшей в ночь на 30 августа 2006 года, продолжается. Напомним, сторона защиты долгое время указывала на ошибки в переводе обвинительного заключения на чеченский язык и на нарушения при составлении заключения. По словам адвокатов подсудимых, переводчицу Аминат Дакаеву предупредили об уголовной ответственности за заведомо неверный перевод только после того, как она уже перевела все документы, что недопустимо. Защитники не раз предоставляли суду письма от Дакаевой, в которых она подтверждала их слова. Возможность же поговорить с Дакаевой лично появилась у сторон только на минувшей неделе. Женщина появилась в Карелии после неоднократных требований суда.
Аминат Дакаева повторила все, что писала ранее. Сказала, что до начала работы над переводами документов об уголовной ответственности ее никто не предупреждал. Напомним, следователь утверждает обратное. Он говорит, что предупреждение было в январе и именно до начала работы Дакаевой над переводами, но по телефону. Саму же расписку он взял при личной встрече только в апреле. От апрельской расписки Аминат Дакаева не открещивается, а вот от январского телефонного разговора – да. Она также заявила, что ряд подписей в документах по делу ей не принадлежит. Не смогла Дакаева признать и свою работу по переводу постановления о привлечении в качестве обвиняемых. По словам женщины, в тексте встречается слово "ера", которого нет в чеченском языке, и имеются даты, которых она не ставила.
После выступления Дакаевой судья принял решение о вызове в суд руководителя бюро переводов, с которым заключалось соглашение о переводе документов на чеченский язык, и назначил экспертизу подписей, которые переводчица отказывается признавать своими. Теперь многое будет зависеть от результатов этой экспертизы и от того, что скажет, если, конечно, явится, вызванный свидетель. Сторона защиты уже заявила ходатайства о возвращении дела прокурору и возбуждении уголовного дела против следователя.
Происшедшие события особенно не отразились на ходе судебного процесса. Продолжается допрос потерпевших. Правда, на последнее заседание те, кого должны были допрашивать, не явились. Судья попросил передать отсутствующим молодым людям, что расценивает это как неуважение к суду, и обязал их являться на каждое судебное заседание. Надо заметить, что матери погибших в той драке парней не пропускают ни одного заседания.
А между тем сторона защиты очень возмущена поведением Сергея Катанандова. Дело в том, что в конце августа глава Карелии встретился с адвокатами Светланой Вечерской и Натальей Горушневой, которые представляют в суде интересы потерпевших по этому уголовному делу. Губернатор поинтересовался, на какой стадии сейчас находится судебный процесс и каковы дальнейшие перспективы рассмотрения этого дела. По данным пресс-службы правительства Карелии, Катанандов поблагодарил адвокатов за поддержку в процессе и выразил надежду, что их участие приведет к объективным результатам. Также он высказал им просьбу не оставить в трудную минуту потерпевших и оказывать им всяческую помощь.
Защитников подсудимых задели и сам факт встречи, и слова, сказанные на ней губернатором. Им стало известно, что Сергей Катанандов произнес: "Интерес у нас сохранился. Мы, бесспорно, до сих пор очень внимательно наблюдаем за ходом дела".
– Никакого законного интереса у главы Республики Карелия в данном уголовном деле нет, не может быть и не должно быть, – заметил адвокат Асамерзаев. – Он не вправе проявлять хоть малейший интерес к рассмотрению судами уголовных дел. А у губернатора Карелии такой интерес не только есть, но он еще является непроходящим.
Этот интерес защитники расценили как давление на участников судебного процесса.
– Не менее циничным и незаконным является заявление губернатора о том, что он благодарит адвокатов со стороны обвинения "за помощь и поддержку в этом процессе", – говорит адвокат Асамерзаев.
На этот раз с защитником подсудимых согласился и представитель потерпевших (из Москвы. – Прим. авт.) Сергей Белягов.
– На самом деле критика верная. Сергей Леонидович Катанандов этим (подобными встречами с адвокатами и публичными заявлениями. – Прим. авт.) мешает прежде всего нам, – пояснил Сергей Белягов. И попросил направить в Управление ФСБ информацию о том, что представитель власти оказывает воздействие на суд.
– В Москве нас никогда не вызывает мэр Лужков для того, чтобы мы поделились какой-то информацией по делу, – заметил адвокат.
"Карельская Губернiя" будет следить за развитием событий.