В Петрозаводске мода на мотоциклы растет с каждым годом. Сразу несколько моих приятелей недавно вдруг сменили велосипед или автомобиль на мотоцикл и стали байкерами. Вместе с числом мотоциклов в городе растет и количество аварий с участием мотоциклистов. По данным ГИБДД, только этим летом в Петрозаводске произошло 5 ДТП с участием мотоциклистов. В Кондопоге в аварии при участии мотоцикла погибла 5-летняя девочка. Зачастую виновными в ДТП признают именно водителей мотоциклов. Хотя байкеры утверждают, что автомобилисты сами грубо нарушают правила и "не видят" мотоциклы.
В октябре 2006 года произошла авария, которая потрясла всю байкерскую тусовку Петрозаводска. Пара влюбленных разбилась насмерть недалеко от Петрозаводска. Молодые люди решили прокатиться в последний раз осенью, что называется "закрыть сезон".
– Леха позвонил мне: где Танин шлем, спрашивает, – рассказывает друг погибшего Сергей Рябов. – Я говорю: у Миколы. Это был наш последний с Лехой разговор. Микола его видел последним, он ему шлем отдавал… И потом Макс Филимонов мне звонит и говорит, что в той стороне сбили мотоциклиста. Было воскресенье. Все ехали с дач в город. Леха ехал практически по пустой полосе. Со встречной полосы вылетела "шестерка" из-за грузовика – на обгон – и сбила его. Мотоцикл-то узкий, его не видно.
Погибшему Алексею было 30 лет, Татьяне – 20. Суд до сих пор устанавливает виновного в той аварии. Мотоциклисты уверены, что виноват водитель "шестерки", и приводят этот процесс в качестве примера того, как сложно что-либо доказать, когда речь идет о ДТП.
– Мотоциклисты постоянно попадают в аварии, но случаев, когда это происходит по вине мотоциклистов, мало, – говорит мотоциклист Геннадий. Сам он "катается" пару лет, его 14-летний сын Егор сел за руль в этом году.
– Страшно ли за сына? Как любой отец, я волнуюсь за него, но я знаю, что 90 процентов мужчин мечтают сесть на мотоцикл. Пускай лучше он сядет под присмотром отца, чем потом в сорок лет сядет на мотоцикл и ничего не будет уметь.
По словам других мотоциклистов, Егор достаточно здравомыслящий, чтобы не "лихачить", поэтому за него можно быть спокойным. Но вообще, по правилам на мотоцикле можно ездить только с 16 лет. Поэтому у Егора – мопед, который все же выглядит точь-в-точь как мотоцикл.
– Это 50-кубовый мотоцикл, на который не требуется регистрация, – поясняют мотоциклисты.
Отец подарил сыну "байк" летом на "окончание школы" – то есть 7 класса. Мопед пришлось несколько месяцев скрывать от мамы Егора.
– Как часто каждый из вас попадает в аварии или падает с мотоцикла? – спрашиваю у мотоциклистов.
– Падения неизбежны – это же двухколесные средства. Я упал два раза за сезон, – отвечает Сергей. – Один наш друг в Крыму, откуда мы недавно вернулись, упал и сломал себе ногу очень серьезно. Сейчас лежит в петрозаводской больнице.
– В чем, собственно, удовольствие езды на мотоцикле?
– Сядьте на него, посидите.
– Да я сидела.
– Управление такой машиной!
– Но это опасно. Мне даже стоять рядом с ней страшно.
– Так и жить опасно. Люди пешком шли, и на них наехали. Помните, вот здесь, у музыкальной школы.
Тем не менее сами мотоциклисты рассказывают без остановки о множестве несчастных случаев на дороге.
– Видели, на объездной дороге по пути на родник стоит венок? Это парни-мотоциклисты молодые – 15-16 лет – просто остановились на обочине. Пьяный мужик на "пятере" ехал с дачи, сверху, и врезался в эту толпу. Парнишка один погиб.
– Вовку сбили у нас гаишники. Они его тормознули, он стал от них удирать, а они его догнали и ударили в заднее колесо. Он упал вместе с девушкой. У девушки – сотрясение мозга. Это дело замяли, конечно. Вован никаких заявлений не писал. Это все тягомотина, все долго. Тут с двумя трупами два года дело делается. А здесь – просто упал.
– А в прошлом году женщина выезжала с пляжа Пески, не уступила дорогу мотоциклисту, хотя должна была. Он ей врезался в "зад". Гаишники написали, что мотоциклист виноват: превышение скорости.
– Бывает, автомобилисты "теснят" мотоциклистов. Однажды гаишники Прионежского района "вильнули" в мою сторону. И сидят, смеются, как дети.
– Конечно, дебилов везде хватает – и среди нас тоже, – подытоживает разговор Геннадий. – Да и по городу мы не ездим со скоростью 60, как положено.
– С какой скоростью ездите обычно?
– За городом – 120 обычно. Есть такие, кто ездит под 270.
– Почему мотоциклы так громко воют – это значит, мотоцикл неисправен?
– У меня самый громкий в Петрозаводске мотоцикл, – с гордостью говорит Геннадий. – Чем больше тебя видно и слышно, тем безопаснее.
– Что, на ваш взгляд, может сократить количество аварий среди мотоциклистов?
– В Питере и Москве многие клубы каждую весну, когда автомобилисты отвыкли от мотоциклистов, раздают листовки: осторожно, мотоциклисты, – говорит Егор.
– Нужно изменить законодательство. В Германии, например, мощность мотоцикла соответствует возрасту и стажу водителя. В Японии мощность ограничена, скорость контролируется электронными камерами. Что-то подобное должно быть и у нас.