
– Мой папа зарабатывал неплохо, на жизнь хватало, но мне, конечно, хотелось своих собственных денег, – делится Вячеслав. – Учась в школе, я не зарабатывал, но перед университетом понял, что пора бы. В то время я уже четко видел перед собой определенную цель, но тогда еще не знал, как ее достичь. А пока нащупывал путь, перебивался случайными заработками.
Бомбить на карман
Мне в жизни очень повезло. Я не ездил зарабатывать на клубнику, картошку, не работал на стройке. Просто я сразу попал в круг взрослых, состоявшихся умных людей, которые знали, чего хотели, и понимали, как к этому прийти. Я общался с ними, напитывался их мыслями, воодушевлялся.
Но на начальном этапе деньги нужны были тоже. Мне досталась папина "четверка". На ней я "бомбил", то есть занимался частным извозом. Причем сам на себя: я не хотел устраиваться в контору, потому что это могло затянуть, а мне это было не надо.
Хотя, конечно, ездить "с шашечками" намного безопаснее, чем так "бомбить". Стоял на остановках, подбирал людей. Не всех, правда. Шестое чувство подсказывало, кого нужно, а кого – нет. Хотя, бывало, и подводило. Были случаи, когда не платили. Драться не дрался, а выяснять отношения приходилось. Так однажды возил подвыпившего парня по нескольким адресам, конечный пункт был на Кукковке. Приезжаем. Он, мол, ой, мои деньги у жены, а жена – дома. Чую подвох. Иду с ним. Поднимаемся. Он выходит из комнаты с какой-то дубиной… В общем, ушел я оттуда несолоно хлебавши.
Сколько зарабатывал? Да на карманные расходы. Хватало, чтобы сводить девушку в кафе и снова заправить машину. Конечно, в праздники выходило больше. Новый год был вообще сказочным днем. Но эти деньги я не считаю чем-то особо значимым в своей жизни. Это была просто необходимость. Временная. Потому что дальше я нашел свое дело.
Главное - мобильность
Машина мне в то время очень помогла. Так как я был мобилен, то мог выполнять разные курьерские поручения. Мои хорошие знакомые адвокаты нередко просили меня о каких-то одолжениях: заявление отвезти, почту, все в таком духе. Мне нравились эти люди, нравилось то дело, которым они занимаются. Сначала это "курьерство" не приносило мне никакого дохода, но я чувствовал, что в будущем оно принесет свои плоды.
Я не ошибся. "Побегав" так какое-то время, я устроился в частную фирму помощником адвоката. Что делают помощники? Набирают на компьютере всякие документы, заявления. Проводят предварительную беседу с клиентами, если дело кажется простым. Мы очень тщательно конспектировали такие беседы, а потом отдавали адвокату, консультировались с ним. Он решал, брать это дело или не брать.
К нам часто приходили клиенты решать жилищные проблемы. Там было много технических, чисто риэлторских моментов. Я понял, что эту тему нужно изучать. Она меня серьезно заинтересовала. Я решил поступать на юрфак, потому что вопросы с недвижимостью очень тесно переплетаются с гражданским правом, Жилищным кодексом. Чтобы правильно их разрешать, нужно быть юридически грамотным.
Первый курс я отучился. А на втором понял, что нужно переходить на заочное, чтобы успевать нормально работать. Я тогда стал сотрудником АО "Жилищное содружество". По моей инициативе организовали отдел-посредник на рынке недвижимости. Мы пытались в то время "пробивать" ипотечное кредитование. То есть получать государственное финансирование кредитной программы, чем потом занялись банки. Однако наша идея тогда провалилась. Проект не заработал, но отдел продолжил свое существование. Собственно этот отдел кормил всю фирму со сделок с жильем.
В то время, в конце девяностых, было намного проще оформлять сделки с недвижимостью. Из всех уполномоченных "заверительных" инстанций существовала только нотариальная контора. Чтобы зарегистрировать сделку, нужно было просто заверить пакет документов у нотариуса.
Потом законодательство усложнилось. Появилось очень много разных комитетов и прочих регистрирующих органов. Конечно, процесс оформления квартиры намного усложнился, зато стал намного безопаснее для граждан.
Конкуренция тогда, кстати, тоже была меньше. Всего три-четыре агентства на город. Это не как сейчас: двадцать пять только самых активных.
Новая старая машина
Что меня привлекает в риэлторской работе? Общение с людьми. Чувство, что мне по силам решить чьи-то проблемы. Ведь за обычным, казалось бы, разменом квартиры стоит несколько человеческих судеб. Ситуацию нужно разрешить грамотно, чтобы все остались довольны. Когда это получается, я ощущаю глубокое моральное удовлетворение. В таком отношении к делу и заключается секрет успеха. Ведь как могут отблагодарить тебя довольные клиенты? Только вернуться за следующей сделкой или порекомендовать тебя друзьям и знакомым.
Кстати, когда я получил деньги с первой сделки, я просто не поверил своим глазам! Это были совсем не те копейки, что я зарабатывал в такси. Сумму, правда, сейчас не назову, но на нее я смог купить другой автомобиль, подержанную "девятку". В двадцать с чем-то лет иметь свою машину – это, конечно, было круто!
Мои компаньоны тратили выручку на всякие цепочки и прочую ерунду. А я задумался о способе вложения средств. Поэтому, как только появилась возможность, то приобрел комнату в полублагоустроенной квартире. Меня переполняло чувство гордости и открывающихся перспектив. Эта комната потом также участвовала в размене. После я покупал другую недвижимость и также потом предлагал ее клиентам.
Через пару лет я мог себе позволить купить свою квартиру. Но продолжал жить с родителями, а все деньги вкладывал в дело. Свою квартиру купил только три года назад. Обычную, на вторичном рынке. Я считаю, нужно обязательно думать о завтрашнем дне и не транжирить деньги попусту. У жизни ведь непредсказуемый характер. Поэтому будущее нужно страховать, вкладывая заработок в дело. Только так можно развиваться дальше.