Общество Живехонька-здоровехонька

Александр Фукс
№38 (643) 17.09.2008

Разговорился как-то с девушкой-путинкой. В смысле, со сторонницей бывшего президента Путина, чтоб он был здоров.

– Что ж ты, – говорю, – так его любишь?

– Так ведь жизнь при нем улучшилась, – объяснила путинка. – Моя бабушка благодаря ему стала вовремя получать пенсию, а мама купила машину марки "Драндулет".

И ведь правда, подумал я, купила. Еще три года назад про девушку за рулем говорили, что у нее богатый то ли папа, то ли не папа. А теперь, если девушка без руля, то она или сдала машину в ремонт, или интересничает. То есть уровень благосостояния, господа, видимо, растет как на дрожжах. Машины, правда, стало можно брать в кредит, но ведь, значит, есть с чего этот кредит выплачивать. То есть хорошо!

А с другой стороны, пять лет назад я чувствовал себя вполне обеспеченным гражданином, а сейчас, работая на том же месте в той же должности, я чувствую, что стал заметно беднее. Раньше, бывалоча, зайдешь в магазинчик и эдак по-холостяцки купишь парочку глазированных сырочков "Винни-Пух", два "Чудо"-йогурта, три кусочка колбаски, сочку какого-нибудь такого "Доброго", сыра-кефира да плавленый сырок "Дружба" – глядь 200-300 рублей из бюджета улетучились. Много, но терпимо. А теперь это уже 400-500. За свет еще недавно отдавал рупь за киловатт, а сейчас почти два. Транспорт подорожал вдвое. А о бензине так и вовсе счастливые автовладельцы говорят с содроганием и легкой истерикой.

– Это ж кто мне объяснит, – восклицал недавно один из руководителей Мосэнерго, заедая шашлык черемшой, – почему мы на нефти сидим, а бензин у нас дороже, чем в Америке? Они у себя из принципа нефть не добывают, ресурсы берегут, а мы ее чуть не задницей жрем, но платим, словно у арабов с боями отвоевываем. Себестоимость дизеля 30 копеек за литр, а я плачу за него 25 рублей. Это же караул!

И, правда, наверное, караул. Я помню, в 1995 году в Лос-Анджелесе бензин стол 1 доллар 10 центов за галлон, то бишь почти за 4 литра. И народ еще сетовал, что, мол, недавно вообще 90 центов было. При иракоборце Буше цены стали повышаться. Но, дойдя долларов до трех, они опять опускались до двух. Потом опять поднимались и снова уходили вниз. В общем, колебались в зависимости от международной обстановки. А у нас все как-то только в одну сторону и безвозвратно.

Трудно мне в этом разобраться. Не специалист я. Хочу даже сознаться в страшном: я плохо понимаю, что такое инфляция. Это, наверное, непростительная глупость для взрослого образованного человека, но я, правда, не могу толком осознать смысл этого слова. То есть я догадываюсь, что это нечто очень плохое, характеризующее нездоровость экономики. Знаю, что это как-то напрямую связано с ростом цен. Я заучил даже словарное определение инфляции. Это типа "процесс уменьшения стоимости денег, проявляющийся в избытке денежной массы и повышении цен". То есть денег печатают больше, а купить на них можно меньше. Но вот почему стоимость денег уменьшается и относительно чего, собственно, она уменьшается, я не понимаю.

Зато я знаю лучший способ борьбы с инфляцией. Надо просто не говорить о ней. И тогда это странное существо человек даже не будет знать, что что-то не так. "По данным Центробанка, инфляция в этом году не превысила 9,8%, что на 0,4% меньше, чем в прошлом". И все. Красота. Закрываем канал, который может сказать что-то другое, не пускаем в телевизор гадов, которые хотят расстраивать народ, и вот уже глазированные сырочки "Винни-Пух" кажутся мне такими же, как прежде. Цена как цена. Нормальная. Прошлую я уж и не помню. Слово "инфляция" не понимаю. Девушки за рулем говорят сами за себя. Бабушке пенсию платят. Маленькую, но хорошую. И жизнь, в сущности, налаживается. В "Обыкновенном чуде" королю пытались втолковать, что принцесса умирает, а он затыкал уши и кричал, что не желает ничего слышать, потому что не хочет расстраиваться.

Может, кстати, оно и верно. Все болезни, говорят, от нервов. Медведев сказал, что давить на Россию экономическими санкциями бесполезно, потому что мы не банановая республика и нам этого должно быть достаточно. Как все тому же королю достаточно было слов министра-администратора о том, что принцесса здоровехонька. Спокойнее как-то. Ведь знай мы, что это не так, расстраивались бы, а исправить все равно ничего бы не могли. Так что дело не в инфляции, а в информации. Мало знаешь – крепко спишь. И тебе хорошо, и начальству спокойно. Не суетно.