Общество Учитель и его души

Надежда Меккиева
№41 (646) 08.10.2008

В этом году с 1 сентября на новую оплату труда перешли 42 карельские школы. Вскоре к ним присоединятся все остальные. По замыслу, зарплата педагога будет зависеть не от стажа и квалификационных категорий, а от качества работы. Увы, пока школьная реформа вызывает чересчур много опасений и нареканий.

Жизнь по нормативу

Введено такое понятие, как подушевой норматив. То есть на каждого ученика в год выделяется определенная сумма. Фонд школы напрямую зависит от количества учеников. Размер норматива устанавливается администрацией города. К примеру, в Петрозаводске он составляет 19 тысяч на ученика в год.

– Главная наша проблема – это маленький подушевой норматив, – говорит директор лицея №1 Эмилия Слабунова. По новому закону зарплата педагога складывается из базовой и стимулирующей частей. Единый базовый оклад в Петрозаводске – 6500 рублей, на него накладываются северные выплаты, в итоге у учителя выходит зарплата около 10 тысяч. Столько получали учителя с 20-летним стажем до введения новой системы.

– Деньги те же, а нагрузки стало в сто раз больше, – говорит учитель одной из петрозаводских школ Елена Рудакова (фамилия изменена. – Прим. ред.). – Введено нормированное количество часов – 18, плюс еще 18 – на внеурочную работу. Если будет меньше, соответственно, зарплата будет меньше. Если же часов будет 22, то зарплата не повысится.

В погоне за премией

Стимулирующие надбавки учителю начисляют исходя из качества его работы. Критерии оценки качества должна разработать сама школа. Этот пункт уже вызвал много споров. Как объективно оценить работу учителя? Рекомендуют учитывать результаты ЕГЭ, подготовку к олимпиадам, научным конференциям, проведение внеклассных мероприятий.

– В нашей школе ты сам ставишь себе баллы. Например, если я регулярно занимаюсь с ребенком научной деятельностью, я ставлю себе 3 балла, – рассказывает молодой петрозаводский педагог Алена Иванова (фамилия изменена. – Прим. ред.). – Каждый свой балл я должна подтвердить. Например, ребенок на конференции занял призовое место. Потом табличку со своими баллами я отдаю экспертной комиссии, которая состоит из учеников и родителей, учителей, директора и представителей профсоюза. Они и решают, сколько я набрала баллов. Бумаг приходится заполнять кипу.

Как признаются директора школ, подсчитывание баллов – крайне трудоемкая работа. К тому же в идеале в каждой школе должны быть созданы специальные комиссии по распределению стимулирующих надбавок. Но по факту решающее слово зачастую принадлежит руководителю.

– Мне на порядочность своего директора рассчитывать не приходится, – рассказывает Елена Рудакова. – Как и в любом коллективе, у директора есть свои любимчики, а есть неугодные. Когда один человек распределяет, о какой справедливости может идти речь?! Да и наличие комиссии не гарантирует полную беспристрастность.

– В числе критериев есть, например, такой, как отсутствие жалоб на учителя, – рассуждает педагог Алена Иванова. – Какой-нибудь вредный ученик пойдет нажалуется на тебя, и руководство вынуждено будет снять баллы. Непонятно, как воплощать многие критерии в школе? Скажем, количество пропусков по болезни. Предполагается, что чем больше учитель проводит разных спортивных мероприятий, тем меньше болеют дети и меньше пропускают занятий. Но на деле это невозможно, ведь у сегодняшних детей столько хронических заболеваний!

– Все дети разные, с разными способностями, – говорит учитель Елена Рудакова. – Но в любом случае учитель несет за них материальную ответственность. А если в классе учатся дети мигрантов, как такой ребенок за один год подготовится к ЕГЭ и успешно его сдаст? А разве могут все 500 детей участвовать в олимпиадах?

Не стоит забывать, что стимулирующий фонд не резиновый и ограничен все тем же подушевым нормативом.

– Нам вообще сказали, что надбавка будет выплачиваться разово и за какие-то большие заслуги, – утверждает Елена Рудакова.

Часы и качество

По словам Алены Ивановой, для нее как молодого педагога новая система оплаты выгодна.

– По сравнению с прошлым годом моя зарплата выросла в два раза. И это меня очень радует, – рассказывает девушка. – Я очень много отдаю времени работе. Пахала и в прошлом году, и сейчас.

Считается, новая система привлечет в школы молодых специалистов.

– Недавно разговаривала с пятикурсником, спросила его, не хотел бы он работать у нас в школе, – рассказывает директор Петрозаводского лицея №1 Эмилия Слабунова. – У него глаза загорелись, но когда услышал, что зарплата будет 10 тысяч, ответил, что этого ему не хватит даже на съем жилья.

– У меня стаж более 20 лет, это мое призвание. Я люблю свою работу, но после введения новой системы как отрезало. Решила уволиться, – признается педагог Елена Рудакова. – И я знаю, что в некоторых школах учителя тоже увольняются. Устанавливается потогонная система, рабочее время увеличивается, а зарплата – нет. Да, молодые будут работать, пока не накушаются этого нормированного рабочего дня, проверки тетрадей и всего остального за смешные деньги.

Вот только повысит ли новая оплата труда качество образования – большой вопрос.

Министр - за!

Карельский министр образования Александр Селянин убежден: новая система оплаты труда повысит качество образования.

– Проблема в том, что будет перестраиваться психология учителей и директоров, которые не привыкли к дифференцированной оплате труда, – отметил министр. – Ведь работаем мы по-разному, кто работает качественно, тот и будет получать больше. Главное, что ни один работник не должен получать при новой системе меньше, если он выполняет тот же объем работ той же сложности, что и раньше. Недовольны те, кто не очень хорошо работает. Конечно, реформа вызывает сомнения, недовольства, но это рабочий процесс. Со своей стороны мы готовы реагировать на жалобы учителей.