– Мама, куда я пойду учиться? – в испуге спрашивала девятилетняя Лиза, ученица злополучного 2 "В". Наверное, такой же вопрос задавали еще восемь детей, когда их родители вернулись с экстренного родительского собрания. Им сообщили, что школе №46 невыгодно содержать коррекционные классы, поэтому они закроются, педагоги будут уволены, а детей через два (!) дня распределят по остальным классам в параллели. Такая судьба ожидала два младших класса, 2 "В" и 3 "В", а также один девятый.
– Мы были в шоке, – рассказывает Анастасия Тарахович, мать второклассницы Лизы. – Мне сообщили 29 сентября о том, что уже 1 октября моя дочь пойдет в другой класс! В мае мы собирались на школьном совете и обсуждали ремонт, учебники и прочую ерунду! Знала бы тогда, то за лето подготовила бы своего ребенка к новым условиям.
Невыгодные классы
В коррекционных классах дети занимаются по показаниям медико-педагогической экспертизы. В конце этого учебного года должно было пройти повторное освидетельствование, которое бы показало, насколько дети готовы к обучению в обычных классах. Однако директор Елена Ивановна Кожевникова, видимо, решила этого не дожидаться.
– Эта школа – уникальная на Древлянке, – говорит Ирина Петеляева, депутат Петросовета, в свое время работавшая директором 46-й школы. – На создание специализированных классов ушло много сил и денег. Зачем же теперь их закрывать? Если вопрос в недоборе детей, то можно было кинуть клич по городу, думаю, троих недостающих детей точно бы нашли! Эти дети ведь не то чтобы какие-то буквы не выговаривают – у них действительно серьезные нарушения речи. Перевести их в обычный класс -значит нарушить их права.
Коррекционные классы обходятся школе дороже обычных, поэтому, видимо, так важна их наполняемость. За детьми наблюдает штатный психолог, занимаются логопед, воспитатель. Учителя труда, английского, физкультуры получают 20-процентную надбавку за работу с таким классом. И расформирование коррекционных классов не слишком-то улучшит экономическую ситуацию в школе, так как дети все равно будут нуждаться в дополнительных специалистах. Об этом директор Елена Кожевникова написала служебную записку начальнику Управления образования администрации Петрозаводска, в которой просила выделить необходимые средства. Вот только почему это было сделано 29 сентября, через неделю после того, как вышел приказ о расформировании классов? Почему нельзя было сначала обратиться за помощью, а потом уже принимать кардинальное решение?
– Я, конечно, удивилась, но восприняла приказ нормально, – говорит Лидия Васильевна Щербакова, воспитатель 2-го "В". – Хотя была огорчена. Все-таки уже предпенсионный возраст, но думала, что этот год еще доработаю. Из моего класса человека три, возможно, могли бы заниматься с остальными детьми. Но другим нужна специальная программа.
Закон и нравы
– Меня больше всего беспокоит то, что классы расформировали в два дня! – говорит Екатерина Григорьевна Фомина, педагог начального образования. – Возражала ли я? А что я могу сказать своему работодателю? Единственное, что я могла сделать, – собрать экстренное родительское собрание. Родители, естественно, стали за своих детей горой. Дети сейчас не готовы разойтись по другим классам. Это другая программа, другие учебники, не говоря уже о педагогах и новых одноклассниках. Во втором классе дети впервые получают отметки за учебу. А здесь все новое! Дали бы закончить спокойно хотя бы первую четверть. А то ведь получится полная дезадаптация.
Вопросом нарушения прав детей будет заниматься прокуратура. Приказ, изданный директором, уже лежит на столе Василия Костина, прокурора Петрозаводска. Он взял дело под личный контроль:
– Пока ничего определенного сказать не могу. Совместно с отделом Управления образования администрации города мы будем проводить проверку. Но мы проверяем только с точки зрения закона, а не нравственности. К сожалению, не все, что законно, нравственно.
Без комментариев
Самое неприятное, что вся эта история разыгралась накануне Дня учителя. Но делать нечего, мнения Елены Кожевниковой, директора 46-й школы, недоставало для полноты картины.
Пятница. Час дня. Елена Ивановна закрывает свой кабинет:
– Да имейте же вы совесть! – сказала она журналисту "Карельской Губернiи". – У меня через пятнадцать минут торжественное мероприятие! Почему вы портите мне нервы? И вообще, мне сказали никаких комментариев не давать по этому поводу и с прессой не общаться!
– Кто вам такое сказал?!
– Те, кто надо! Из правительства звонили.
– Давайте поговорим, когда вам удобно.
– Хорошо, приходите в пять.
В пять часов в школе осталась лишь вахтерша:
– Директора нет. Она уехала на торжество к мэру.
Когда с Еленой Ивановной все-таки удалось связаться, она заявила:
– Я передумала. Я не буду давать интервью вашей газете. Я не хочу.
Журналист в очередной раз попытался объяснить серьезность ситуации.
– Проблема уже решена, – заявила Кожевникова. – Деньги выделены. Чего вам от меня еще надо? А с вами я больше разговаривать не буду!
Действительно, школа № 46 получила необходимые средства от мэрии. Жизнь коррекционного 2 "В" класса продлена на год, до повторного медико-педагогического освидетельствования. У 3 "В" комиссия состоится на днях. Но, независимо от решения, класс доучится до конца четверти.
Компетентно
Ирина Юрьевна Мирошник, замначальника Управления образования администрации Петрозаводска:
– Проблемная ситуация в 46-й школе связана с наполняемостью классов и менеджментом. По нормативам наполняемость обычного класса – 25 человек, коррекционного – 12. Это должно соблюдаться, иначе зачем тогда закон? Другой момент – конечно, работа по расформированию должна была пройти летом. Может быть, директор надеялась, что осенью наберет недостающих детей. Но нужно было предпринимать какие-то действия, чтобы привлекать детей. Даже лицеи не гнушались рекламой.
Елена Ивановна заявила о своих проблемах аккурат ко дню отчета – 1 октября. Мы учли проблемную ситуацию, но нашим экономистам пришлось поломать голову, чтобы найти средства. У нас ведь все учтено. Выделив больше финансов этой школе, мы обделим в чем-то другие.
Сегодня в Петрозаводске 260 детей, интегрированных в обычные классы. То есть они занимаются по стандартной программе, но дополнительно еще с логопедом, психологом и другими специалистами. Это способствует ускорению адаптации, заставляет детей тянуться за другими. Уровень должен быть одинаковый, потому что ЕГЭ сдавать всем. Но если родители настаивают на "изоляционном" обучении в маленьком классе, то они имеют на это право.
Если Елена Ивановна Кожевникова поговорила бы с каждым из родителей по-человечески и объяснила ситуацию, конфликта удалось бы избежать. Но она почему-то этого не сделала и не поставила нас вовремя в известность о возникшей проблеме.