Спорт и отдых Кулинарные секреты

Губерния
№41 (646) 08.10.2008

Юрий Линник – философ по жизни: его взгляды на многие стороны нашего бытия отличаются оригинальностью и столь неожиданны, что делают общение с ним чрезвычайно интересным.

Юрий Владимирович – философ по статусу. Он – профессор Карельского педагогического университета, доктор философских наук. Тема его докторской диссертации, защищенной еще 20 лет назад, – эстетика космоса.

Его жизненное кредо соответствует кантовскому: моральный закон внутри меня и звездное небо надо мной.

Откуда это в парнишке родом из карельского Поморья, из Беломорского района? Думается, от того, что с юности ему захотелось узнать, что такое жизнь, человек, Вселенная, космос. Как все это связано.

Книги на эту тему, многочисленные картины, в том числе знаменитого художника Рериха, авангардной московской группы 20-х годов ХХ века "Амаравелла" – все это заполняет квартиру Юрия Владимировича.

Философски он относится и к еде. Вспоминает, как его бабушка, когда они жили в его детстве в Сортавале, как будто чудодействовала на кухне, занималась каким-то таинством. Зато ее кушанья, приготовленные не по рецептам, а по наитию, исходя из собственных представлений, были необыкновенно вкусны.

Юрий Владимирович считает, что поскольку мы, люди – часть природы, то это естественно – любить поесть. Этого, кстати, по его словам, не чурались многие философы. Достаточно вспомнить один из главных трудов античного философа Платона "Пир", а также эпикурейцев-гедонистов, которые, неторопливо наслаждаясь яствами, вели одновременно свои премудрые беседы.

Линник – философ современный, гедонизма себе позволить не может, да и яств тоже. Хотя он – профессор, но его кошелек располагает больше к ножкам Буша. Юрий Владимирович и не жалеет об этом: "Они так вкусны!"

Еда, говорит Линник, – вещь социальная, но и эстетическая.

Ножки Буша толстые, жирные, мясистые. Есть их надо уметь, все должно выглядеть красиво. В это понятие входят сервировка стола, само оформление блюда, наконец, процесс вкушания. Только тогда получишь от еды удовольствие и насытишься.

Мечта Линника – путешествовать по миру. Но не просто так. Это должны быть кулинарные круизы с возможностью испробовать национальную кухню многих народов. Ведь деликатесы, как считает Юрий Владимирович, – это как раз самобытная еда, несущая в себе особенности и характер народа.

Линник побывал за границей не раз и не два. Поэтому знает, что говорит. Возьмите кухню французскую или германскую – обе хороши, но каждая соответствует только своей родине, первая – утонченная, где большую роль играют запахи; вторая – добротная, обильная и сытная. То же можно сказать об итальянской кухне с ее макаронами и многочисленными способами их приготовления. Русская кухня – особый разговор: она впитала в себя как исконно национальные особенности, так и много чужеземного, но полезного для здоровья людей, живущих в северной части планеты. А гурманская прибалтийская кухня? Скромность, близость к природе. Разве не таковы и люди, живущие в Прибалтике или Скандинавии? Чопорная Англия – только у них и есть файв-о-клок: чай ровно в пять, и боже упаси нарушить этот регламент. Про Японию Линник говорит только одно: это космос! Во всем! И в еде тоже! К сожалению, процесс глобализации разрушает индивидуальные особенности питания каждой страны. Макдоналдсы, бигмаки, гамбургеры наступают широким фронтом.

Касается это, как ни печально, и карельской кухни. Мало кто сегодня делает, например, так любимую Юрием Владимировичем кала маёсса – рыбу в молоке.

Рецепты, которые предлагает Юрий Линник, тоже не имеют большого отношения к национальной карельской кухне.

Паста из ершей

Много пойманных ершей сложить в чугунок. Туда же много репчатого лука – неразрезанного, прямо головками, конечно, очищенного. Добавить помидор, перчик, чеснок. Воды налить столько, чтобы только покрывала рыбу. И в русскую печь минут на 40. Пусть томится. За это время все превратится в однородную массу, даже рыбьи кости расплавятся. Важно чугунок в печи не передержать, но и раньше времени не вытащить оттуда – не получится того вкуса, от которого пальчики оближешь.

Яичница с зелеными помидорами

Обычно делают яичницу с красными помидорами, с зелеными, однако, получается изысканнее. Нарезать их кружочками на дно сковороды. Налить растительного масла. Можно добавить лука. Поставить на огонь, а через некоторое время залить все это яйцами.