Полтора года назад на ферме семьи Санжировских в Олонце в придачу к коровам и поросятам появилось еще одно животное. Правда, животное не совсем обычное – фермеры приютили настоящего лося!
– Лесенька, иди сюда, не бойся, – в руках у Ольги Владимировны Санжировской появляется кусок белого хлеба внушительных размеров. – Иди сюда, девочка. Вот, хлебушка покушаешь, а то все сухарики да сухарики – так не интересно!
Лосиха Леся, увидев чужих людей, поначалу испугалась и спряталась в кусты. Но как только "мама" Ольга Владимировна позвала свою любимицу, та тут же вышла, чтобы познакомиться с гостями. И даже согласилась принять из наших рук угощение. Честно говоря, Леся оказалась гораздо больше и выше, чем можно было себе представить. По крайней мере, все коровы на ферме Санжировских раза в полтора меньше.
– Да, большая она у нас выросла, – соглашается Ольга Владимировна. – А ведь принесли совсем крохотную, не больше пятнадцати килограммов, я ее на руках носила!
Осталась без мамы
Леся попала на ферму случайно. По словам Елены Санжировской, одной майской ночью они услышали громкий лай собак и выстрелы – видимо, браконьеры охотились. Утром дети пошли гулять в лес и на одной из тропинок обнаружили крохотного лосенка.
– Похоже было, что лосенок совсем недавно родился, – вспоминает Елена. – У него даже пуповина еще была. Мы подождали немного – вдруг лосиха недалеко ушла и вернется за своим детенышем. Но никто не пришел. Тогда я отнесла лосенка домой, сам он даже на ножки встать не мог, одна из лап была повреждена. Бабушка наша, когда увидела Лесю, воскликнула: мол, хорошо хоть не медведя мне принесли. А потом так ее полюбила, что чуть ли не ночевала уже в сарае, где мы лосенка временно поселили.
– А мне же не трудно, я всю жизнь со скотиной возилась, – объясняет Ольга Владимировна. – Лосенок несильно от телят отличался. Конечно, поначалу тяжело было: Леся же совсем крохотной была, приходилось ее несколько раз в день парным молоком кормить, постоянно следить за ней. А когда она подросла, то уже и сама молоко пить научилась: я только корову сяду доить, а она уже тут как тут – нагнется и прямо из ведра пьет. Почему мы ее Лесей назвали? Решили, раз она из леса к нам попала, пусть будет Лесей.
Сейчас Ольга Владимировна и Леся практически неразлучны: лосиха бывает убегает в лес, но раз в день обязательно возвращается на ферму, чтобы поесть и побыть со своей "мамой". В семье Санжировских Лесю так и называют – "бабушкин хвостик". Стоит только Ольге Владимировне сесть на велосипед, а ее любимица уже бежит следом. Провожает женщину до самого поворота, ведущего в деревню, потом ложится и ждет, когда Ольга Владимировна вернется обратно.
Капуста пострадала
В саму деревню Леся ходить не решается, там полно незнакомых собак, которых она опасается. А вот с другими животными Санжировских отношения у Леси складываются хорошие.
– Она с коровами иногда пасется, – говорит Ольга Владимировна. – Но они ее не особо за свою принимают, поэтому Леся все больше одна ходит да со мной. Жалко ее даже. А вот пса нашего Рекса Леська иногда и припугнуть для шутки может, чтобы знал, кто у нас на ферме больше и главнее. Соседи вот смеются: мол, завела ты себе трехэтажную собаку. Я даже ошейник на Лесю надела, чтобы все видели, что это не дикое животное, а наше, домашнее. Помню, когда она еще совсем махонькая была, к нам гости приехали. Леська за забор спряталась, одна голова с ушами огромными торчит. Они удивились: что за животное у вас такое необычное, неужели кенгуру? Мы присмотрелись – и вправду, вылитое кенгуру. А знакомые наши дальше отгадывать продолжают: неужели осленок? Тогда мы им открыли тайну, что никакой это не осленок, а самый настоящий лосенок.
Правда, не все люди с таким умилением воспринимают тот факт, что у Санжировских живет лось. Елена признается: больше всего им стыдно перед соседями, ведь Леська у них всю капусту понадкусывала, да и яблоня с клубникой тоже сильно пострадали. Санжировские готовы возместить все убытки, но людям-то хочется попробовать то, что они своими руками вырастили.
– И никакой забор ей не преграда, – жалуется Елена. – У нее ноги длинные, она с легкостью любое препятствие может перепрыгнуть. Мы-то на своем участке ей все разрешаем кушать. Что ж поделаешь, Леська знает, что она у нас – любимое животное, поэтому и балуется иногда. А людей она любит. Ей хлебушка только дай – и она уже куда угодно за тобой готова идти, доверчивая очень. Недавно вот на нее сторожи с совхозного поля жаловались – звонят мне и говорят: мол, забери своего лося, она нам из будки выйти не дает! Я удивилась еще, как же так… А оказалось, что они ее подкармливали, вот она и повадилась к ним в будку ходить попрошайничать. Леська же здоровая, она как к двери подойдет, так весь проход собой закроет. С соседкой вот та же история – она ее молоком угощала. Потом Леська уже без спросу начала угощаться, соседка выйдет из хлева с подойников в руках – а лосиха наша его отобрать норовит. Любит она молоко, что же поделаешь… Мы всех поэтому и предупреждаем – не кормите ее, а то потом ведь не отстанет.
Позировала в луже
Но больше всего Леся обожает сырую картошку и гостей. Она уже знает: если с утра ее начинают прикармливать чем-нибудь вкусненьким – значит, ждут кого-то в гости. К примеру, когда телевидение должно было приехать, Санжировские лосиху еще с самого утра начали готовить, чтобы она перед камерой себя прилично вела. Леся держалась до последнего и усиленно жевала перед камерой сухарик. А потом не выдержала и выплюнула его. Когда же на ферму приезжали шведы, Леся вообще учудила: взяла и демонстративно шлепнулась в лужу рядом со свиньями, хотя раньше никогда себе такого не позволяла.
Санжировские предоставили Лесе полную свободу: лосиха может уйти в лес, а может и в сарайке переночевать. В последнее время Леся чаще всего предпочитает второе.
– Она надолго не отлучается, – говорит Ольга Владимировна. – И так вот уже полтора года и живет у нас. Слава богу, одну зиму пережили, надеюсь, что и другие переживем. Мы не знаем, что дальше будет. Может, Леся потом других лосей найдет и с ними уйдет. А может, так и будет к нам ходить. Недавно вот она на два дня пропала. Мы беспокоились, переживали, потом решили: наверное, все-таки нашла своих. Но Леся вернулась. Теперь вот думаем – не к лосю ли какому она в гости ходила? Может, лосенка нам принесет. А мы и не против…