Недавно мы с подругами обсуждали личные антикризисные программы. Как правильно распорядиться семейным бюджетом, на чем можно сэкономить, от каких покупок и вовсе отказаться. А потом одна из нас, мама двоих детей, сказала: "Дай бог, чтобы на хлеб и молоко хватило. Вы знаете, сколько будет стоить молоко через месяц?"
Сейчас я могу ответить на этот вопрос. Молоко и хлеб подешевеют. Такой асимметричный ответ кризису подготовил Василий Попов, директор Олонецкого молочного комбината и председатель совета директоров "Ленобщепита".
Все помнят прошлогоднее весеннее подорожание товаров и как в это время олонецкие "молочники" снизили цены на свою продукцию, а их торговый партнер – сеть магазинов "Ленторг" – понизил до минимума торговую наценку на них. Сейчас, когда повсеместно закрываются производства, цены растут как на дрожжах, новая программа Василия Попова кажется едва ли не экономическим чудом. Как директору Олонецкого молочного комбината удается всегда плыть против течения? За счет чего он готов снижать цены во время кризиса? Об этом и многом другом – в нашем эксклюзивном интервью с Василием Поповым.
Обещал – выполняй
– Василий Анатольевич, из-за кризиса производственники в панике, пытаются спастись повышением цен на продукцию, а Олонецкий комбинат опять не как все…
– …А Олонецкий комбинат на днях произвел рекордное за всю свою историю количество молочных продуктов. Ежегодно мы увеличиваем физические объемы на 7-10 процентов, надеюсь, в нынешнем году эти цифры будут выше.
– Но ведь у вас много конкурентов – другие карельские "молочники", вологодские, санкт-петербургские… Вы какое-то заклинание знаете?
– Нам удалось сделать то, чего не смогли многие другие регионы: максимально снизить объемы привозной продукции. И это не квасной патриотизм – это рабочие места в Карелии, налоговые поступления, социальные программы. Заклинание для этого чуда простое: снижение цен. Я возглавил комбинат несколько лет назад. Тогда же было решено, что потребитель – это наш царь и бог. Мы должны его беречь, уважать и преумножать. Чтобы сберечь здоровье нашего потребителя, мы делаем исключительно экологически чистую продукцию, без консервантов и прочей химии. Уважение выражается в высоком качестве товара и низких ценах. Результат налицо: люди все чаще выбирают именно олонецкие молоко, кефир, творог, сметану. Желание потребителя – закон для торговли, поэтому все больше магазинов продают нашу продукцию.
– Сейчас вы снижаете цены. За счет чего?
– Главная заслуга в этом принадлежит петрозаводчанам. Мы заключили с жителями Петрозаводска социальный договор: чем больше горожан выбирают нашу продукцию, тем больше у нас возможностей для снижения цен. Мы об этом неоднократно сообщали в прессе, люди нас услышали и поняли, число потребителей выросло. Ну и Олонецкий комбинат свое обещание держит. Уже можно сказать – по традиции, к 8 Марта, как и в прошлом году, мы снизим цены на все наши молочные продукты во всех магазинах "Ленторг". Торговый дом снова пошел нам навстречу и сделал минимальную наценку на наши товары.
– А выгода-то вам какая?
– Мы всегда получали доходы с большого оборота. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость продукции – это написано во всех учебниках по экономике. Да, это требует высокой производительности труда от работников наших предприятий. Зато такой подход делает нас более конкурентоспособными.
Почему мы всегда ориентируемся на потребителя, буквально в рот ему смотрим? Да потому что он – наш единственный гарант стабильности. Предприятия, которые я создавал, прошли жесткий естественный отбор. Они никогда не получали льготных бюджетных кредитов, государственных заказов или каких-то других благ с неба, поскольку у меня нет связей с правительством. Олонецкий комбинат может надеяться только на жителей Карелии, которые видят уважение к ним со стороны местного производителя и покупают нашу продукцию. С такой постоянно растущей армией наших покупателей мы готовы к любым кризисам.
Социализм на отдельно взятом предприятии
– А работники Олонецкого комбината как относятся к росту производительности труда?
– Я так отвечу: очень многие в Олонце хотели бы работать на ОМК. Но, несмотря на растущие объемы производства, мы штат не увеличиваем. Зато растут зарплаты. Сегодня средняя заработная плата по комбинату – 17 тысяч рублей. В этом году, надеемся, она станет больше.
– В предвыборной программе партии "Яблоко" в 2006 году вы, как один из ее лидеров, предлагали немало интересных вещей. Например, говорили о необходимости снизить разрыв между зарплатами начальников и работников, который сегодня в России достигает порой 30 и более раз. А на ваших предприятиях как обстоит дело?
– На молочном комбинате многие принципы сохранились еще с советских времен. Зарплата управленцев высшего звена зависит от оборота, то есть такая же сдельщина, как и у рабочих. Она выше всего в два раза, чем средняя по предприятию. Как известно, в социально ориентированных странах эта разница составляет 4-6 раз. Так что мы в Олонце построили свой передовой социализм.
Сейчас в республике везде идут сокращения. На Ильинском лесозаводе, это рядом с Олонцом, готовятся уволить 500 человек. А работники нашего комбината и их семьи знают: на ОМК есть высокий запас прочности. У нас штат, в том числе и управленцев, минимальный до предела. Например, с сотнями поставщиков работают всего три человека. Да, они сильно загружены, но знают свое дело. Так что на кадровом составе ОМК кризис не отразится вообще. Думаю, это очень важно для людей – знать, что работа будет, что сокращение не грозит.
– А как вы относитесь к современному российскому капитализму? К тому, что по телевидению, уже не стесняясь, нам показывают, как олигархи купаются в роскоши, приобретают на наши нефтяные деньги самолеты и пароходы.
– Психологи говорят, что в детстве у этих мальчиков не было игрушек, жили они бедно, теперь не могут остановиться в покупках. Мне это трудно понять. Мои родители работали на вредном производстве простыми рабочими и приносили домой очень большие по тем временам зарплаты. Так что у меня игрушки были, и я к предметам роскоши равнодушен. У моей семьи есть квартира, которую мы несколько лет назад купили, яхт и самолетов мне не нужно. Мне доставляет огромное удовольствие в выходные прокатиться на лыжах. Мне интересно добиться успеха в каком-то деле, важно признание людей.
Конечно, наше общество нездорово. У меня есть друг – очень богатый человек в Финляндии. Так вот его дом абсолютно не отличается от домов соседей: рядом живут врачи, учителя… Там общественные отношения выстроены по-другому. Кичиться своим богатством – неприлично. Высокий доход в Финляндии означает одно: если тебя остановит полицейский за нарушение правил вождения, твой штраф будет намного выше, чем у менее обеспеченного соседа.
Планы правительства – и смех, и слезы
– Слышала, что олонецких "молочников" ругали в карельском правительстве: дескать, республика столько денег вложила в молочные фермы, а комбинат это сырье переработать не может. Что скажете?
– Даже не знаю, смеяться или плакать, когда я слышу некоторые высказывания республиканской власти! ОМК может переработать в несколько раз больше сырья. Только кто эти объемы покупать будет? Мы сделали большое дело: практически "выдавили" с рынка приезжих производителей благодаря высокому качеству и низким ценам нашей олонецкой продукции. Но число жителей Карелии не растет, они сколько потребляли молока и сметаны, столько и потребляют. Сегодня карельские "молочники" конкурируют практически между собой.
Меня поражает экономическая "дальновидность" нашего правительства. Они потратили огромные народные деньги на увеличение производства молока на фермах, а теперь "неожиданно" выяснили, что его девать некуда! И вот недавно кому-то пришла в голову "дельная" мысль: а не потратить ли еще народных средств из бюджета и не построить ли завод по производству сыра? Неужели наши министры, которые распоряжаются миллиардами общих республиканских денег, не знают основ экономики?! Если вы решили вкладывать средства в производство чего-то, ответьте на элементарные вопросы: "Станет ли это что-то конкурентоспособным товаром?", "Необходимо ли это что-то в таких количествах на данной территории?"
– Можете ответить на эти вопросы?
– Наше молоко конкурентоспособно, потому что оно недорогое, настоящее, с короткими сроками реализации. Той же Вологде невыгодно везти к нам скоропортящийся товар, рискуя, что его не купят. Сыры – совершенно другой продукт! Их легко перевозить на большие расстояния, они долго хранятся. В Белоруссии себестоимость сыра в два раза меньше нашей, в Вологде – в полтора раза. И кому мы будем продавать дорогой карельский сыр? Любой потребитель выберет белорусский, эстонский, вологодский – потому что качество такое же, а цена намного ниже.
Глава республики возмущается, почему частные инвесторы не хотят строить завод по производству сыра. Так они считают свои деньги, не хотят закапывать их в землю. И если частник отказывается, давайте пустим на ветер народные средства? Меня, откровенно говоря, пугает такой подход к решению экономических проблем.
Хлеб по 12 рублей? Это реальность!
– Слышала по радио, что "Ленобщепит" намерен продавать "Окский" хлеб по 12,5 рубля. Это правда?
– Да, "Ленобщепит" не так давно приобрел хлебопекарное производство, купил новое оборудование, набрал профессиональный штат, теперь хочет удивить горожан низкими ценами на хлеб.
– Подход тот же, что и с молоком?
– Правильно! Мы будем выпускать натуральный хлеб, без всяких добавок: красителей, разрыхлителей, ароматизаторов. Вся эта химия не полезна для здоровья, да еще и делает хлеб дороже. "Ленобщепит" будет печь натуральный хлебушек и батон "Нарезной" – и продавать по предельно низкой цене. Чем больше петрозаводчан будут покупать продукцию "Ленобщепита", тем дольше предприятие сможет эту низкую цену удержать.
– А не прогорите с такими ценами?
– Компактное производство, которое работает на полную мощность, всегда эффективнее большого завода, на котором нужно содержать немаленький штат. Повторяю, подходы те же, что и на Олонецком комбинате: никаких заоблачных зарплат у управленцев, никакого лишнего персонала, высокий профессионализм работников, доходы – за счет роста объемов производства, ориентация на интересы потребителя.
– Акция по снижению цен на молоко и хлеб в магазинах "Ленторга" продлится три месяца. А что дальше?
– Я надеюсь на покупательскую активность горожан. Чем выше она будет, тем легче нам будет продлить акцию. Конечно, мы все понимаем, что кризис диктует свои правила. Но в одном я уверен: наши цены на хлеб и молоко будут ниже, чем у других. Потому что этого хочет потребитель – главный человек для всех наших предприятий.