Председатель Петросовета и его адвокаты на минувшей неделе направили кассационные жалобы в Верховный суд на приговор в отношении Василия Попова. Известный политик и его защитники считают обвинительный приговор суда незаконным и подлежащим отмене.
Так называемая история с "вымогательством" основывается на показаниях свидетелей. "Никакого вымогательства не было", – утверждает большая группа уважаемых людей, среди которых действующие и бывшие депутаты, глава одного из районов и сам председатель Петросовета. Между тем, как пишет в своей жалобе Василий Попов, суд не дал надлежащей оценки этим показаниям, "посчитав, что ряд свидетелей в силу приязненных ко мне отношений был необъективен".
Иными словами, суд не доверился рассказам людей, которые находятся в хороших отношениях с Поповым. Кому же доверился суд? Выводы о виновности подсудимого и суровый приговор 7 лет лишения свободы условно держатся на показаниях трех "главных" свидетелей: самого потерпевшего Мазуровского и двух его подчиненных – Окулова и Сигидина. Причем последние пересказывают часть истории со слов самого Мазуровского, дескать, он им рассказал то-то и то-то.
"Таким образом, – говорит Василий Попов, – многие обстоятельства той истории, по сути, получаются рассказанными одним человеком – потерпевшим Андреем Мазуровским". Более того, указывают адвокаты: эти трое свидетелей необъективны, путаются в показаниях, явно заинтересованы в обвинительном исходе дела. "Я убежден, что против меня была организована провокация, и очень сожалею, что суд не дал должной оценки многим обстоятельствам дела", – комментирует приговор председатель Петросовета.
В республике многие знают, что Андрей Мазуровский неприязненно относится к Василию Попову. На процессе изучались материалы прежнего уголовного дела по обвинению в клевете уже самого Мазуровского. В деле указывается, что, кроме клеветнической кампании в адрес Тольского и Васильевой, еще в 2002 году Мазуровский организовывал кампанию по компрометации Василия Попова. А в 2007 году он обратился в милицию с заявлением о том, что Попов якобы готовит покушение на его жизнь! Однако суд предпочел довериться самому Мазуровскому, сообщившему, что у него с Поповым нормальные отношения.
И вот в 2006 году при непосредственном участии Мазуровского, человека, уже однажды обвиненного в клевете, возникает "дело о вымогательстве". Дело, которое не только сам Попов и его адвокаты, но и многие жители республики считают провокацией против председателя Петросовета.
Защитники подвергают серьезному сомнению показания свидетелей Окулова и Сигидина, поскольку они – наемные работники на предприятии Мазуровского и находятся от него в служебной и материальной зависимости. Причем оба заместителя Мазуровского по поводу одних событий охотно дают показания, а по поводу других им вдруг резко изменяет память, что вызывает вопрос: действительно ли они добросовестны?
Вынося обвинительный приговор, суд также ссылался на показания двух свидетелей защиты – Александры Спиридоновой, главы Олонецкого района, и Натальи Азаровой, бывшего депутата Законодательного собрания.
"Я была свидетелем случайной встречи Василия Попова с Чеславом Скрипиным и присутствовала при их разговоре, – говорит Александра Спиридонова. – Эту встречу обвинение считает важной и доказывающей вымогательство. Между тем я сказала в суде четко: говорить про Мазуровского начал сам Скрипин, а Василий Попов, наоборот, отказался вести какие-либо разговоры на эту тему. И теперь суд утверждает, что мои показания доказывают вину Попова! Но ведь все наоборот! Мои показания доказывают его невиновность".
"Считаю, что Верховный суд обязан разобраться во всем беспристрастно, – рассказала нашей газете Наталья Азарова. – Я говорила с Чеславом Скрипиным сразу же после этой истории в 2006 году. Тогда Чеслав рассказал мне, что его встреча с Поповым была случайной, что он сам начал разговор о людях, заинтересованных в судьбе Мазуровского, и что Попов, по сути, "послал" его куда подальше. Любой человек скажет, что это свидетельствует в защиту Василия Попова. И после этого суд заявил, что мои показания подтверждают вину Попова?! Разумеется, меня это возмущает!"
В суде была заслушана аудиозапись разговора, состоявшегося между заместителями Мазуровского Окуловым и Сигидиным, в котором Сигидин спросил: "Получилось ли вымогательство?" Поскольку оба участника разговора ранее являлись оперативными сотрудниками правоохранительных органов, это также может доказывать, что в отношении Попова фактически имела место заранее спланированная провокация.
Защита несколько раз просила суд истребовать и заслушать все записи телефонных разговоров Окулова в августе 2006 года. Сам Василий Попов уверен: тогда стало бы предельно ясно, кто и зачем организовал всю эту историю с "псевдовымогательством". Однако судьи этого не сделали.
Суд также не дал оценки тому обстоятельству, что Попов не принимал никаких мер, чтобы предложить Мазуровскому или кому-либо из его представителей встретиться. Более того, именно Окулов звонил Попову и возмущался, требуя, чтобы тот взял деньги. После этого звонка Попов сам обратился в прокуратуру, чтобы правоохранительные органы оградили его от навязчивых попыток передать ему деньги.
По мнению адвокатов, существуют еще десятки юридических доводов, которые говорят о незаконности приговора. Адвокаты убеждены, все обстоятельства дела свидетельствуют об одном: отсутствии в действиях Попова состава преступления.
Василий Попов и множество его сторонников среди жителей республики надеются, что Верховный суд Карелии профессионально и объективно подойдет к рассмотрению дела и примет не политическое, а юридическое, законное решение.