– Здравствуйте, вы являетесь должником, – с такими словами могут появиться на вашем пороге коллекторы, профессиональные сборщики долгов (от английского collect – "собирать"). В период кризиса прогнозируется настоящий бум на коллекторские услуги: за три последних года объем выданных в Карелии кредитов вырос на 41%. По состоянию на начало февраля этого года жители республики задолжали банкам 380 миллионов рублей. А тем временем Генеральная прокуратура РФ спустила в регионы директиву усилить контроль за коллекторскими агентствами. Причина – участившиеся случаи грубого выбивания долгов.
Действительно, в начале 90-х выбиванием долгов занимались эдакие амбалы в кожаных куртках и с массивной цепью на шее, сейчас же метод утюгов и паяльников безнадежно устарел. Тем более что чреват он проблемами с законом. Сегодня, по уверениям сотрудников коллекторных агентств, в чести более креативные методы. Например, в одном российском регионе коллекторы рассылали должникам тюремный набор – железную кружку, пачку папирос, сухари и рассыпной чай. Где-то к бизнесменам засылают хрупкую блондинку, которой долг отдают охотнее.
В карельских агентствах к таким методам тоже готовы, но пока применяют традиционные. Даже специальные термины для них есть. Например: "софт-коллекшн" – предполагает обзвон должников с напоминанием о долге, для чего есть специальные операторы. Не помогает, тогда "хард-коллекшн" – личный выезд к должнику. Или "лигал-коллекшн" – это когда долг возвращается через суд, причем в судебный иск банк может включить расходы по взысканию долга.
– К каждому клиенту подход индивидуальный, – рассказывает руководитель одного из агентств Михаил Королев. – Здесь нет шаблонов. У каждого человека есть слабая точка, которая в процессе сбора информации обнаруживается. Это может быть семья. Так, один клиент не хотел, чтобы о долге узнал его ребенок. И когда в процессе переговоров он понял, что ребенок может все узнать, он, конечно же, пошел на контакт.
Коллектор – это прежде всего переговорщик. Тот, кто поможет найти компромисс между кредитором и должником. Как амортизатор в автомобиле, что обеспечивает комфорт движения.
Искусственная совесть и слабые руки
На первый взгляд, подобное психологическое давление чести коллекторам не делает. Но не стоит забывать, что должники – люди не лыком шитые.
– Мы – искусственная совесть человека, которая говорит: "Взял – верни", – говорит Михаил Королев. – У нормального человека она сама срабатывает. У многих должников – нет. Для кого-то не отдавать – это норма жизни. А кто-то просто не соизмеряет свои возможности, тем более когда все вокруг потребляют, а банки так легко выдают кредиты. Что мы и наблюдали последние несколько лет.
Как говорят коллекторы, в Петрозаводске предостаточно молодых людей, которые легко могли бы стать героями недавно вышедшего на экран фильма "Шопоголик". Так же легко они просаживают кредитные тысячи в столичных магазинах.
Конечно, ситуации бывают разные, и деньги человек не возвращает не только потому, что не хочет, а порой просто не может. И, как говорят коллекторы, безвыходных ситуаций не бывает. Всегда ищутся варианты решения: составить ли график погашения, обратиться за помощью к родственникам или продать что-то из имущества.
В упомянутом уже фильме "Шопоголик" коллектор – это занудный тип в очках и сером пальто, самое что ни на есть неприятное воплощение расплаты за потребительское безрассудство. Петрозаводский коллектор Кирилл (имя изменено. – Прим. ред.) – приятный, с первых минут располагающий к себе, с открытой улыбкой молодой человек. Бывший сотрудник правоохранительных органов. Коллектором работает меньше года, говорит, что сегодняшняя его деятельность мало чем отличается от предыдущей. Все те же розыскные работы и общение с людьми. Старые служебные связи – отличное подспорье для коллектора, так что найти должника – дело плевое. Тем более, как утверждают коллекторы, в Карелии потеряться невозможно, это не Питер и не Москва. И менять место жительства в пределах республики более чем глупо и бессмысленно.
– Можно, позвонив должнику, назвать его просто по имени: "А Паша дома?" Люди сразу думают, что звонит кто-то свой, – делится профессиональными секретами Кирилл. – В подъезд с домофоном попасть легко. Говоришь, например, что из Пенсионного фонда.
С должниками Кирилл подчеркнуто вежлив, даже когда явно видит, что должник бессовестно врет. Одна петрозаводчанка должна частному лицу еще с 2003 года, за столько лет сумма набежала приличная – 4, 5 миллиона. О визите коллектора она предупреждена и обещала показать документы, подтверждающие, что долг она погасила. Нас встречает женщина в халате. Мужчина, как оказалось, почти бывший муж, скрывается в комнате, не спеша оказать благоверной моральную поддержку. Должница тем временем изображает крайнюю нервозность, просит не произносить вслух имя заимодавца, утверждает, что от нервов у нее болят руки. Как объясняет должница, она не нашла обещанные бумаги, так как не в состоянии их перебирать, руки, мол, слабеют. А ведь еще пару минут назад этими самыми руками она оттаскивала немаленького пса, рванувшего встречать гостей.
Женщина просит дать ей пару дней, чтобы найти документы. Кирилл соглашается, набрасываться с обвинениями – не выход. Как говорит коллектор, должники зачастую лгут, как маленькие дети, не замечая, насколько очевидна их ложь.
Стать коллектором могут прежде всего стрессоустойчивые люди. Это одно из главных требований к кандидату. Ведь не каждый вынесет слезы и стенания должника. Кроме того, каким бы обаятельным ты ни был, тебе вряд ли предложат выпить чашечку кофе, снять верхнюю одежду и пройти дальше коридора. Не помешает и храбрость: люди попадаются разные. А между тем приемам самообороны коллекторов не учат.
– Учат быстро бегать. Легкая атлетика, – смеются коллекторы. Шутки шутками, а в Петрозаводске был случай, когда коллектора побили, да так, что тот оказался на больничной койке.
На грани
Правоохранительные органы с тем, что работа коллекторов опасна, может, и не спорят, но в том, что она исключительно законна, сомневаются.
– Все зависит, в какой форме были высказаны требования, – говорит прокурор Прионежского района Сергей Сундуков. – Коллекторы всегда ищут и используют методы понуждения, а если потребуется – и методы принуждения должника. Но используются не утюг и подвал, а более деликатные способы. Но иногда они "переигрывают", перегибают палку, тогда надо обращаться в прокуратуру.
В России такие примеры уже есть. Например, коллекторы угрожали должникам насильственным приводом к следователю, запугивали и даже избивали. По Карелии о подобных фактах пока не заявляли. Правда, недавно с жалобой на коллекторов обратился житель Прионежского района. По его долгу был суд. Но коллекторы все равно направили письменное предупреждение о долге, что является нарушением. Ведь таким образом коллекторы взяли на себя обязанности судебных приставов. Сейчас по факту проводится проверка.