Неизвестно, почему российские власти заинтересовались ненормативной лексикой именно сейчас: известная накладка "пип-пип" на речи российских чиновников частенько звучит в эфире уже в течение лет десяти. Тем не менее на днях Министерство связи и массовых коммуникаций России планирует уточнить понятие "нормативной" и "ненормативной" лексики.
– Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает ответственность за оскорбительное использование нецензурных слов. Между тем документ не содержит четкой отсылки к правилам русского языка, раскрывающим разграничение между нормативной и ненормативной лексикой. В этих законах необходимо определить четкое понятие нормативной и ненормативной лексики, – сказано в официальном пресс-релизе министерства.
"Карельская Губернiя" поинтересовалась у карельских парламентариев, насколько актуален этот вопрос.
– Каждый уважающий себя человек и так чувствует границу между нормативной и ненормативной лексикой, – уверена Наталья Доршакова, член Комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК. – И никакие указы сверху не заставят человека выражаться правильно, если он этому изначально не научен. Что касается СМИ, то тут, по-моему, нужна хорошая лексическая цензура.
– А наши депутаты следят за своими выражениями? – поинтересовались мы.
– Я слежу за собой прежде всего как человек, а потом уже как депутат, – объяснила Наталья Доршакова. – И даже если бы я не была депутатом, все равно бы следила.
Жаль, что не все карельские депутаты такие сознательные. Достаточно вспомнить историю с депутатом ЗС Михаилом Мрыхиным, который на одном из заседаний своему оппоненту ответил вполне конкретно: "Не пи...ди!", а потом долго уверял недовольных депутатов, что на самом деле произнес "не кизди". А это уже не считается нецензурщиной.
Впрочем, как пояснил нам заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ПетрГУ профессор Замир Тарланов, в русском языке на самом деле не существует правила, которое бы разграничивало нормативную и ненормативную лексику.
– Все разграничения можно проводить, руководствуясь только словарями и культурным уровнем людей, – говорит Заир Тарланов. – "Крайней" считается только та форма слова, которая вообще не зафиксирована в русских толковых словарях.