
В маршрутное такси можно было только лишь запрыгнуть – у самой дверцы расположилась лужа. Правда, у нижней ступеньки была узенькая полоска сухого асфальта.
Две девушки подошли к маршрутке. Одна, потоптавшись возле воды, запрыгнула внутрь. Вторая прыгнуть не могла. Мешал детский церебральный паралич. Обошла вокруг машины и стала медленно пробираться по узкой полоске суши. Шагнула на ступеньку, зацепившись пальцами за кресло.
Шлеп! Полетели грязные брызги – руки отцепились, девушка оказалась по щиколотку в луже. В тряпочных, почти домашних тапочках. Молча она снова уцепилась за кресло и села в маршрутку.
– Что же ты в тапочках-то поехала? – сочувствующе поинтересовалась "соседка".
– Я бы и рада одеть ботинки, но в тапочках удобнее дороги и лестницы покорять. Ничего, завтра на вручение надену платье и туфли. Мама привезет.
Студентка ПетрГУ Лилия Коновалова приехала получать диплом.
Слезы несчастья
День вручения дипломов – всегда радость. И почти всегда – слезы. Но лишь одна из выпускниц, в символично черном платье, сжимая диплом, плакала в этот день не от радости. Горевала она, что годы студенческой жизни позади. Что теперь не будет необходимости ходить по коридорам университета, быть среди людей и ощущать себя нормальной. Такой же, как и все.
По словам мамы, Лилия родилась мертвой. Врачи приложили все умения, чтобы воскресить ребенка. Увы, Лиля осталась инвалидом. Как и многие "не такие", училась в 21-й школе-интернате Петрозаводска. Знакомые говорили: "Голова у девчушки золотая". Поэтому и знания давались легко. Хотела поступить в вуз. Но куда? Говорила Лиля плохо. Даже близкие с трудом могли её понять. Писать нормально не могла – руки тряслись. Узнав, что в Москве есть институт для инвалидов (МИИ) с пятью факультетами, обрадовалась.
– Мне нравился английский язык, поэтому я выбрала факультет иностранных языков. Думала, если общаться с людьми не смогу, буду книги переводить. И вот, окончив школу, в сопровождении папы поехала поступать. Уверенная в своих силах, отправилась на первый экзамен – сочинение.
Так как писала Лиля очень медленно, в отведенное время она уложиться не смогла. Да и неразборчивый почерк разозлил экзаменаторов. Не поступила. Но не сдалась. Весь следующий год Лиля вырабатывала почерк. Писала и переписывала сочинения. И вот – новая попытка. Первый экзамен – иностранный язык. Устно. Вслушиваться в то, что говорит абитуриентка-церебральница, никто не захотел.
Ещё год. Длительная подготовка с репетитором по английскому языку. Снова провал.
Лилия продолжила упорно заниматься и опять поехала покорять институт. На экзамене она не волновалась, так как знала все темы наизусть. Но приемная комиссия затянула старую песню: "Мы не понимаем. У людей с нормальным произношением английский хромает, а вы туда же лезете!" Лиле хотелось закричать на весь мир: "Да что же вы сделали, чтобы меня понять?!".
На четвертой попытке история с поступлением в специализированный институт для инвалидов закончилась.
– Жаль тех лет, усилий, потраченных впустую. Но сейчас я даже рада, что не поступила. Иначе бы не встретила людей, которые помогли мне вновь обрести веру в себя.
"Хочешь – будешь!"
Лиля росла коммуникабельным ребёнком. Но в силу своего заболевания и мечтать не могла о работе, связанной с общением. Она посещала кружки в Доме детского творчества, в том числе кружок юного журналиста.
Печаталась в медвежьегорской газете "Диалог". Сочиняла стихи.
– О высшем образовании я уже и не мечтала. Но вдруг судьба преподнесла мне подарок. Наш редактор поступила заочно учиться в Петрозаводский государственный университет на филологический факультет, отделение журналистики. И предложила мне сделать то же самое. Я отказалась, сославшись на то, что у меня нет денег, да и никто меня, такую "проблемную", не примет в вуз.
Удача улыбнулась девушке. Как-то раз Лиля призналась председателю Общества инвалидов Сергею Любовникову, что хотела бы учиться, но с финансами туго. На что тот ответил: "Хочешь – будешь!" и написал письмо в Министерство образования. Съездил к ректору университета. И Лиле дали добро на поступление. Что удивительно – декан понимал все, что она говорит. В специализированном вузе не могли разобрать её речь, а тут…
Так Лилия Коновалова стала студенткой ПетрГУ.
– В стенах университета я не ощущаю ни морального, ни физического унижения. Я знаю, открой я любую дверь, меня непременно выслушают и помогут. Вот причина того, почему я считала дни до начала сессии. Хотелось хотя бы недолго побыть обыкновенным, нормальным человеком. И я вовсе не спешила получить диплом, как многие.
Остров инвалидов
Однажды в санатории "Белые ключи", куда Лиля приехала поправить здоровье (лечение в санатории входило в соцпакет для инвалидов), ей пришлось испытать унижение, с каким она не сталкивалась нигде. Дело в том, что самостоятельно кушать Лиле тяжело. За завтраком она нечаянно пролила чай на белую скатерть, чем вызвала возмущение врача. Неприятное, мол, зрелище, перебивающее аппетит. Да и скатерть жалко. Не боясь расстроить больную, врач сделала замечание и порекомендовала собрать вещи. Лиля пыталась оправдаться, говорила, что может кушать в номере, но тщетно.
– В номер носить тебе еду у нас нет возможности. На тебя уже жалуется твоя соседка. А если все отдыхающие начнут, что тогда? – вопрошала врач. – А у меня ещё здесь находятся беременные женщины. Им каково на тебя смотреть?
В дальнейшем отдыхе в "Белых ключах" Лиле отказали. Спешно отвезли на машине на вокзал, да там и оставили девушку на скамеечке со всеми вещами.
– Я долго пыталась понять: если мой образ так безобразен, то как же со мной общаются преподаватели в университете, однокурсники, люди на улице? Я часто обедаю в студенческой столовой. И ни один человек не сказал, что я не так ем, не так пью… Да, у меня нарушение координации, нечёткая дикция. И что мне теперь, закрыться в четырёх стенах, чтобы не пугать никого своим ужасным видом? Или, может, собрать всех инвалидов и отослать на необитаемый остров, чтобы не мозолили глаза здоровым людям?
Нужно бороться
Несмотря ни на что, Лиля не считает себя обделенной. Самостоятельная, общительная, весёлая. Девушка вяжет крючком, ткет гобелены, играет в шахматы, пишет стихи, рассказы. Она радуется жизни и верит, что сможет жить, как все.
Получив в этом году диплом, Лилия мечтает переехать из п. Пиндуши в Петрозаводск, где живут друзья и знакомые. Где находится дорогой её сердцу университет. А там, глядишь, и работа сыщется, и спутник жизни покажется на горизонте. Несмотря на плохие двигательные функции, девушка хорошо готовит и справляется с любой работой по дому.
Мама Лили боится отпускать дочь надолго без присмотра. Идея снимать квартиру в Петрозаводске ей не по душе. И тем не менее, зная Лилино упорство и тягу к жизни, даже сомнений не остается в том, что она добьется своего.
– Я хочу сказать всем: "Никогда не опускайте рук, как бы тяжело и трудно ни было. Боритесь за себя. И тогда судьба улыбнётся вам!"