Свершилось! Через два дня петрозаводчане увидят оперу. И не абы что, а "Травиату" Верди. Причем не привезенную на пять дней (как это было несколько лет назад с "Сельской честью" от Нины Раутио), а самую что ни на есть местную. Ну как местную… Режиссер-постановщик – питерский мэтр Юрий Александров, художник – опять же гость из Санкт-Петербурга Вячеслав Окунев, солистов набирали со всей России, а петь будут на итальянском. Однако спектакль, с которого откроется новый сезон и начнется другая жизнь Музыкального театра, принадлежит Карелии.
Стиль Верди
Год назад желающие могли услышать концертную версию петрозаводской "Травиаты". Но опера требует костюмов, декораций и большой сцены. Поэтому театралы с нездоровым блеском в глазах ждут 2 и 3 октября, когда на отремонтированной сцене спектакль появится во всей своей красе. По сути, это больше, чем обычная премьера. По "Травиате" карельские зрители будут судить о том, насколько результативной была не только инженерная, но и творческая реконструкция Музыкального театра. Грубо говоря, оправдались ли огромные суммы, потраченные за три года на восстановление театра и создание новой труппы.
Жанр, казалось бы, неподъемный для провинциальной сцены, обещают сделать столь же привычным, как оперетта или комедия положений. Решение всерьез заняться оперой вызвало скептические ухмылки критиков. Поэтому сил и средств на "Травиату" не жалели. Незадолго до премьеры в Петрозаводск приехал итальянский дирижер Марко Бойдо: он был призван поставить вокалистам правильное итальян-ское произношение и – самое главное – вдохнуть в работу истинный стиль Верди. В России, оказывается, со стилем проблемы – нам что Вагнер, что Бизе – все без разницы. А петрозаводская "Травиата" будет в настоящих итальянских "тонах". Солисты прошли жесткий кастинг: за минувший год из двухсот претендентов со всей страны были выбраны лишь пятнадцать – самых лучших. На карельскую сцену выйдут артисты из Москвы, Перми, Питера, даже из Украины. Через кардинальное обновление прошли и хор, и оркестр, и балетная труппа.
40 тысяч за платье
Юрий Александров – не просто приглашенный режиссер. Он куратор возрожденного театра, призванный вывести его к иным горизонтам. "Травиату" маэстро ставил уже не раз – в Петербурге, в Турции, в Белграде, в Италии. Такой же послужной список у его коллеги, художника-постановщика Вячеслава Окунева. Они поведали журналистам, что передовая Европа устала от постмодернистской оперы, когда Аида разгуливает в джинсах по пустой сцене: таким образом наши западные соседи скорее экономят деньги, чем стремятся к новому прочтению классики. Поэтому в Петрозаводске решили не мелочиться и пойти по традиционному пути – с кринолинами и роскошными интерьерами. Сценография поражает столичным размахом, а костюмы, по некоторым сведениям, стоят немалых денег – до 40 тысяч рублей за платье!
В последние дни до премьеры за кулисами суета. Широченные платья плохо влезают в узкие коридоры, взмыленные артисты ищут ключи от гримерных – без костюмов прогон не начинают. Марко Бойдо общается с солистами на ломаном английском – очевидно, петь на итальянском легче, чем разговаривать. Впрочем, некоторые вокалисты итальянский, выученный в консерватории, не забывают и лихо переговариваются с римским дирижером на родном для него языке. Кстати, о языке – хотя бегущей строки, как в Большом театре, у нас не будет, зрителям раздадут подробные программки.
Акустика зала пока не очень радует: голос, по признаниям вокалистов, "летит" не идеально. Это запросто – ремонт не всегда идет на пользу концертным залам. Возможно, не хватает двух тонн битых бутылок, вынутых из стенок оркестровой ямы во время реставрации (таким нехитрым способом полвека назад создавали профессиональную акустику), но виноваты могут быть и мягкие кресла, и кулисы, и даже объемные декорации.
Трудности для Музыкального театра на "Травиате" не заканчиваются. Приглашенных артистов нужно будет еще удержать. Для этого им необходимо предоставить жилье и приличную зарплату – "окружить их не только работой, но и заботой", как выразился Александров. Кроме того, из молодых ребят, съехавшихся в Карелию со всех концов страны, надо сделать настоящий ансамбль, а для этого нужны новые спектакли и новые затраты. Чтобы приобщиться к высокой культуре, горожанам придется раскошеливаться: самые дорогие билеты на премьерный показ "Травиаты" стоят 1200 рублей – беспрецедентная для карельских театров цена! Дешевые билеты за 150 рублей были, но они исчезли в первую очередь. Впрочем, директор Музыкального театра Елена Ларионова обещает: билеты на последующие показы будут дешевле. Так что, если хотите сэкономить, ждите. Тем более что билетов на премьерные спектакли в кассах все равно не осталось.