Железная роза появилась на набережной столицы Карелии не так давно, но уже успела всем полюбиться.
С этой оригинальной скульптурой только ленивый не сфотографировался. А уж потрогать и повертеть ее считает своим долгом каждый прохожий. Можно подумать, что на создание этого железного чуда были потрачены месяцы. На самом деле двадцатидвухлетний кузнец Илья Аммалайнен вместе со своим напарником справился с розой всего за день! И он обещает подарить Петрозаводску еще много красивых нестандартных скульптур.
Нынче кузнец – профессия редкая. В столице Карелии едва ли наберется десяток, из них тех, кто творчески подходит к своему делу, – человека три. Илья – из последних. Недаром клиенты терпеливо ждут, когда он с братом сможет заняться выполнением их заказа.
На Соловках
Кузнецом Илья стал случайно. Юноша учился в школе, когда его старший брат, сварщик по профессии, попросил мальчика помочь и немного поработать в кузнице. Нужно было красить уже готовые изделия.
– Сначала я просто смотрел, пытался что-то делать – не получалось, – вспоминает Илья. – А потом меня оставили в кузнице одного на ночь. Я собрался с мыслями и неожиданно для себя выковал отличную кочергу. Все домашние удивились, как хорошо она у меня вышла. С кочерги-то все и пошло. Пока я учился в школе, успел поработать кузнецом даже на Соловках. Там огромная кузница прямо в стене монастыря. Ковал в основном сувениры. Учился сам, по книгам. Опять же оставался один ночами, много читал, что-то пробовал. Через два месяца я понял, что без кузнечного дела не смогу дальше жить.
Правда, в кузницу Илья вернулся только спустя два года. Пришел сдавать в один из сувенирных магазинов собственноручно выкованные подсвечники, а его неожиданно попросили оформить вход в магазин. Деньги предложили небольшие, зато магазин расположен в центре города, и работа Ильи до сих пор у всех на виду. Прежде чем создать розу, Илья выковал несметное число подсвечников, мангалов, каминных наборов и магазинных крылечек.
– Все это – часть моей повседневной работы, – объясняет молодой кузнец. – А я очень люблю что-то придумывать, подходить к процессу творчески. Поэтому во время создания розы моя душа в буквальном смысле отдыхала. Делалась эта небольшая скульптура специально ко Дню Карелии. Во время празднования Дня рождения нашей республики кузнецы должны были публично показывать свое мастерство. Мы с напарником решили не просто молоточком перед людьми стучать, а выковать что-нибудь красивое. Думали и о птичках, и о зверюшках. Потом одновременно нам в голову пришла идея розы. Ведь это особенный цветок – все девушки его обожают. Мимо такой скульптуры не пройдут.
Одержимость
Розу кузнецы создали прямо на глазах у людей. На всю работу ушло чуть больше дня. Илья признается: он не ожидал, что их творение привлечет так много внимания. Уже в первый день вокруг скульптуры постоянно толпились люди, а когда цветок водрузили на набережную, возле него вообще было не протолкнуться.
– Конечно, я волнуюсь за нашу скульптуру, – говорит Илья. – Вот недавно цветок погнули, я переживал. Удивляюсь нашим людям. Ну почему обязательно все нужно сломать?
Илья объясняет: чтобы добиться успеха, нужно быть одержимым своим делом, вот и все. Он к каждому, даже самому обычному заказу старается подходить со всей ответственностью. К примеру, любит выковывать козырьки для домов, потому что это, по его мнению, лицо дома.
– На самом деле кузнец не может считать себя кузнецом до тех пор, пока он себе не сделает инструмент, – рассказывает Илья. – Это самое сложное. Инструмент должен идеально тебе подходить, быть легким, удобным и долговечным. Все знают, что кузнец орудует молотом и кувалдой. Но ведь, помимо молота, у нас еще масса всего имеется. Тех же клещей – штук двадцать разных. Хотя для того, чтобы сделать ту же розу, достаточно одного молотка.
По словам Ильи, несмотря на его большую любовь к металлу, бывают дни, когда он безумно устает от железа. Тогда он начинает делать ножи, потому что выковывать там надо только клинок, а полировать ручку для ножа – это уже отдых. Дерево ведь в отличие от железа – теплый материал.
На досуге Илья разукрасил дверь собственной квартиры – стилизовал ее под XVI век. Причем сделал все по-настоящему: заклепки, массивные железные полосы, подкова. На необычную дверь приходили посмотреть даже жильцы соседних подъездов.
Кузнец-художник
Илья уверен: для кузнеца главное – вкус. Плюс ко всему нужно обладать еще и художественными способностями. Прежде чем выковать изделие из металла, предварительно его необходимо подробно нарисовать, иначе может ничего не получиться. Железо – капризный материал. Иногда кузнец может целый день провозиться впустую, потому что металл никак не хочет принимать нужную форму. Тогда выход один – лепить уменьшенную копию будущего изделия из пластилина и работать с ним на миниатюрной наковальне, искать ошибку и пытаться понять, как нужно ковать правильно.
– Зато я почти всегда могу что-то переделать, – смеется Илья. – У меня есть друзья-краснодеревщики, им сложнее: если от дерева что-то лишнее отрезал, обратно уже не приставишь. У меня же почти всегда есть возможность приварить необходимый кусочек.
А вот физическая сила, оказывается, современным кузнецам не так уж и необходима. С появлением пневматического молота образ огромного мускулистого мужика с кувалдой ушел в прошлое. Нынешний кузнец уже больше творец, художник. Недаром главная мечта Ильи – сделать Петрозаводск хоть чуточку красивее.
– Сейчас наши заказчики помешаны на так называемых "завитках", – вздыхает Илья. – И людей очень сложно убедить попробовать что-то новое. Да, завитки – это классика, но она уже примелькалась. Есть много других интересных направлений – готика, пластика. Из металла можно сделать такие вещи, что люди будут замирать в восхищении и удивляться: как из холодного железа получилось нечто подобное. Я хочу выковать для города оригинальный фонтан. Еще хотелось бы поработать с козырьками и крыльцами, расположенными в центре Петрозаводска. Альтернативы металлу в современной городской среде нет, но видеть вокруг себя, грубо говоря, одни прямые палки – скучно. Надо проявить фантазию, и я готов это сделать. У меня уже был разработан смелый проект крыльца для одного детского магазина. Но главный архитектор города решил, что это слишком оригинально. Однако я надеюсь, что ситуация изменится.