Общество Петрозаводск теряет кислород

Губерния
№45 (702) 04.11.2009

Каменные джунгли все решительнее наступают на "джунгли" природные. Блага цивилизации, новые рабочие места и жилье для молодых семей – это, конечно, хорошо, однако генерировать кислород в глобальных масштабах в Петрозаводске пока не научились. С этим справляются городские леса и зеленые зоны, но их становится все меньше: застройки требуют места. И если вырубки под "Ташир" вызвали широкий ажиотаж, то гигантская плешь в четыре гектара на окраине Перевалки – в семистах метрах от предполагаемого развлекательного центра – появилась "тихо и незаметно". А небольших вырубок по всему Петрозаводску и вовсе не счесть.

Минус девять гектаров

На Перевалке возле Чапаевского кольца, аккурат рядом с жилыми домами, в 2008 году была произведена вырубка под 34 коттеджа – так называемый "Город Солнца". Четыре гектара валежника вместо деревьев появились на совершенно законных основаниях – под шумок скандала вокруг развлекательного центра "Ташир". Коттеджей там как не было, так и нет. Кстати, и сам достопамятный "Ташир" (ради которого срубили пять гектаров отличного леса и снесли несколько муравейников) обещали построить к 2009 году, обеспечив горожан работой и развлечениями. Однако ноябрь на дворе, центра что-то не видно, и двух тысяч хвойных деревьев тоже нет. Зато Перевалка за один год лишилась девяти (!) гектаров леса. Размах, как заметил когда-то депутат Алексей Мосунов, прямо-таки промышленный.

На кладбище "Пески" – уже незаконно – в феврале 2009 года уничтожили полтора гектара леса. В Сайнаволоке планируют срубить участок лесов, отгораживающий поселок от города. Самое интересное, что против этого выступают не только жители, но и застройщики: если зеленую зону уничтожить, стоимость недвижимости упадет…

Существуют и менее масштабные вторжения в зеленые зоны Петрозаводска. Это вышки сотовой связи, автозаправочные станции, стоянки… Так, при расширении автостоянки в районе улицы Репникова были снесены 17 деревьев. Вроде немного, но капля, как известно, камень точит.

Ущерб терпят не только леса, но и городские скверы и парки. Так, уже захвачен сквер возле Национальной библиотеки – он обнесен забором и предоставлен под строительную площадку: здание библиотеки сейчас реконструируют.

Вопиющие в пустыне

Биологи утверждают: зеленые насаждения внутри города – сложная биологическая система. Если уничтожили лес на окраине, воздух станет хуже и нагрузка на парки в центре города увеличивается. Кроме того, нерационально дробить лесные территории – чем меньше массив, тем быстрее он может деградировать.

Долгие годы "зеленые" предупреждали о том, что в Генплане не учитывается природоохранная ценность территорий. По идее, до его принятия необходимо было провести лесоустройство. Согласно законам, это нужно делать раз в десять лет, на деле же последнее лесоустройство проводилось только в 1976 году. Итог: главный закон карельской столицы не учитывает природной и рекреационной ценности городских лесов.

Депутат Петросовета Дмитрий Рыбаков предполагает, что эта "небрежность" неслучайна: есть опасность, что таким путем городские чиновники облегчали возможность "своим" строительным организациям получить хорошие земельные участки.

– Мы теряем ценные участки один за другим, – говорит Рыбаков. – Согласно Генплану мы можем лишиться более 15% лесов, которые раньше назывались городскими. Сейчас полоса хвойных лесов, проходящая по границе города, непрерывна, какой она и должна быть: целостность зеленых массивов в городах – показатель их экологического благополучия. Но по плану там будут вырубаться и застраиваться большие участки.

Естественные, ценные хвойные леса, в которых встречаются деревья возрастом 100-150 лет, уничтожаются. Каждая вырубка отдаляет зеленые насаждения от живых кварталов, наносит огромный урон жителям города.

Парк на пустыре

Руководитель отдела экопросвещения общественной природоохранной организации "СПОК" Наталья Марковская также поражена тем, насколько вольно отцы города обращаются с подведомственной им территорией:

– Прежде чем что-то планировать, нужно получить информацию. Так, в Финляндии для начала анализируют ценность каждого клочка земли. Там особо охраняемые природные территории есть даже внутри города!

Понятно, что город растет, причем именно в сторону лесов, больше, в общем-то, и некуда. Но главный вопрос – не сколько вырубается, а что и где именно вырубается. К примеру, лиственные леса имеют меньшую рекреационную ценность. Можно, в частности, поискать участок, где растет молодняк, по которому даже не пройти. Такие места в городе есть, и указать их можно только после инвентаризации лесных территорий.

Наталья Марковская обращает внимание: на бумаге в Генплане соблюдены все "зеленые" нормы. Только почему-то часто в расчет идут территории менее ценные, а уничтожаются, наоборот, более ценные. Кроме того, "карта будущего" зачастую плохо уживается с суровой реальностью. К примеру, на берегу Онежской губы планируют создать рекреационную зону. Однако сейчас там стоят корпуса Онежского судостроительного завода, и в Генплане они даже не показаны!

Ее слова подтверждает Дмитрий Рыбаков:

– В Генплане предусмотрено создание Лососинского городского парка. Но создавать его будет не из чего – там сейчас как раз ведутся вырубки. А это, к слову, пятнадцать тысяч гектаров, треть из которых – в границах Петрозаводского городского округа.

Допланировались

В октябре представители Карельской природоохранной прокуратуры наведались в администрацию Петрозаводска. Чиновники, за последние месяцы изрядно уставшие от экологической темы (вспомним историю с выбросом нефтепродуктов в губу Онежского озера), снова вынуждены признавать свои промахи.

На этот раз шум подняла общественная природоохранная организация "СПОК". Она обратила внимание природоохранной прокуратуры на тот факт, что на территориях, которые в будущем планируется отдать под застройку, обнаружены виды, занесенные в Красные книги России и Карелии. Специалисты Карельского научного центра подтвердили наличие на будущих строительных площадках лишайника лобарии легочной и мха неккеры перистой. А финский ученый высказал мнение, что в окрестностях Петрозаводска живет редкая белка-летяга.

Обнаружение краснокнижных видов растений обрадовало далеко не всех. Представители бизнеса, мысленно уже разделившие территории под застройку, негодуют. Есть даже "энтузиасты", которые готовы лично идти и уничтожать краснокнижные виды, чтобы "освободить" территорию. Об этом они заявили на одном из городских Интернет-форумов. Они изучают специальные справочники и угрожают нанять людей, которые согласятся на такое преступление, – ведь уничтожение краснокнижных видов карается уголовным наказанием.

Однако нарушить закон могут не только корыстные бизнесмены, но и петрозаводские чиновники: нельзя делать вырубки и вести застройку там, где существуют краснокнижные виды. Чтобы избежать этого, глава Петрозаводска согласен внести изменения в Генеральный план развития города, приведя его в соответствие с законами. Для этого в ближайшие сроки будет проведено обследование территорий города.

– Заниматься этим будем, – заверил Николай Левин. – Для того чтобы провести инвентаризацию всех зеленых насаждений города, в бюджете на следующий год будут закладываться деньги. Если потребуется, если будет законная необходимость, изменим Генплан.

Не так давно "СПОК" направила в прокуратуру и Росприроднадзор информацию о еще шести местах в Петрозаводске, где обнаружены краснокнижные виды. Это лишний повод напомнить властям – прежде чем распределять участки под строительство, нужно посоветоваться с биологами. Ошибки предшественников будут исправлять совместно с Министерством сельского хозяйства: именно это ведомство будет определять порядок работ по комплексному обследованию зеленых зон города.