Уникальное карельское предприятие судостроительный завод "Авангард" – при смерти. О его плачевном состоянии стало известно в сентябре, когда люди отказались выйти на работу из-за четырехмесячной задержки зарплаты. Но крупные проблемы на заводе начались много лет назад. Что сгубило предприятие, работающее на оборонную промышленность страны?
Нехорошие симптомы
"Авангард" – единственное предприятие в России, занимающееся строительством и ремонтом противоминных кораблей. Единственное выжившее, хотя и не без потерь, после "лихих" 90-х, когда Минобороны не выкупило уже готовые корабли. С 2002 года на заводе вновь размещен гособоронзаказ.
– Размещен не от хорошей жизни, – говорит председатель совета директоров "Авангарда" Александр Костюнин. – Других заводов этого профиля к тому моменту не осталось.
По словам Александра Костюнина, последующие 4 года предприятие активно развивалось. Хотя к тому моменту из-за больших долгов прошлых лет счета предприятия уже были заблокированы налоговой. Но платежи от Минобороны проводить разрешали: через третьих лиц или на время открывали счета. Увы, в 2007 году ситуация резко изменилась. Налоговая ужесточила свои требования. Так, в прошлом году все 11 миллионов, поступивших на гособоронзаказ, были списаны налоговой.
– Ответственность за исполнение госзаказа с нас никто не снял, – говорит Александр Костюнин. – Такое ощущение, что в государстве правая рука делает свое, левая – свое, голова занята чем-то своим. Когда нет координации движений, это симптомы нехорошие. Можно сказать, что это умышленное банкротство? На мой взгляд – да. И автор всего этого – государство. Разве может такое предприятие, строящее с 1939 года военные корабли, развалиться само?
В тылу врага
Сейчас в коридорах и цехах "Авангарда" стоит пугающая тишина.
– Нас только что дустом не травили! – говорит Александр Костюнин.
За долги судебные приставы арестовывали имущество предприятия. В том числе котельную, без которой невозможно производство. С 2007 года на гендиректора "Авангарда" пытались завести 2 уголовных дела за нецелевое использование средств. Фактически же, по словам Александра Костюнина, деньги гендиректор пытался пустить в обход налоговой как раз на исполнение госзаказа. С 2000 года предприятие пытались три раза банкротить, вопрос выносился на уровень правительства страны.
– Складывалось впечатление, что мы работаем во вражеском тылу. И вокруг нас – фашисты. Это не самодеятельность налоговой, это политика государства, – уверен Александр Костюнин. – Страна переходит к новому облику вооруженных сил, но этот облик должен вызывать ужас у противника, а не у своих граждан.
По словам Александра Костюнина, на грани банкротства находятся 40% оборонных предприятий в стране. Перейти на гражданское производство непросто. Так, только 4% гражданских судов производится в России, все остальное – за границей. Там значительно дешевле и быстрее.
"Дохлятина"
Как считают в карельском Минэкономразвития, печальный финал завода "Авангард" закономерен. С 90-х годов ситуация на предприятии только ухудшалась.
– В 2004 году затеплилась надежда, когда пошел госзаказ, – говорит первый заместитель министра экономического развития Лев Шустов. – Но когда судостроительные заводы объединили в госкорпорацию, "Авангард" туда не попал. Дохлятина, потому и не попал.
По словам Льва Шустова, с 1993 года завод ни разу не сработал в ноль, а все в убыток. С каждым годом долги только накапливались. Долгое время держаться на плаву позволяла котельная, которая отапливала микрорайон Ключевая. Но затем часть Ключевой подключили к котельной молокозавода "Славмо", усугубив и без того нелегкое положение "Авангарда". Потом котельную и вовсе арестовали за долги.
Как говорят в карельском Минэкономразвития, попытки спасти предприятие предпринимались неоднократно.
– Если нет экономического обоснования деятельности, то никакие суперусилия не помогут, – считает Лев Шустов. – Ремонт судов всегда был трудоемким и неприбыльным. Задачу по ремонту минных тральщиков "Авангард" выполнил. А дальше? Будут тральщики нового поколения. Все судоремонтные заводы в стране стоят. Атомный ледокол у нас строили 18 лет.
Большая часть имущества "Авангарда" в свое время была продана московской финансово-лизинговой компании. Что собственник предполагает делать с площадями, пока неизвестно. Сейчас вопрос о банкротстве и распродаже оставшегося имущества будет снова вынесен на совет кредиторов. На заводе доделывается последний гособоронзаказ.