Многие карельские поселки и деревни в скором времени могут превратиться в настоящие "медвежьи углы", добраться до которых будет практически невозможно. Октябрьская железная дорога (ОЖД) приняла решение об отмене части рейсов пригородных поездов из-за их нерентабельности. Так, к примеру, с 14 декабря были отменены утренние электрички по маршруту "Кузнечное – Сортавала" и "Петрозаводск – Медвежья Гора", а с 1 января 2010 года исчезнут поезда, курсировавшие в направлении "Лоухи – Кемь" и "Кемь – Лоухи". Жители районов в панике!
Два дня без хлеба
– К нам в поселок такая дорога ведет, что по ней не всякая машина проедет, – рассказали "Карельской Губернiи" в администрации Амбарского сельского поселения, куда входят несколько поселков. – В прошлом году во время оттепели ее так "развезло", что грузовик с хлебом застрял. И все жители два дня сидели без хлеба. У нас ведь своего магазина нет, все продукты нам привозят. Раньше мы хоть могли в Лоухи съездить, купить, что надо. А теперь, случись что, нам голодать, что ли?
В Амбарском сельском поселении живут около 1300 человек. Многие из них работают в Лоухи и каждый день пользуются электричкой. Своей больницы в поселках нет, только амбулатории. Даже для того, чтобы сдать анализы, людям приходится ездить в город.
В поселке Пай ситуация не лучше. Единственная грунтовая дорога – лесовозная и так разбита, что даже машине скорой помощи не всегда удается вовремя добраться до поселка.
– У нас в школе пятеро приглашенных учителей, которые специально приезжают к нам, – говорит Галина Шахрай, глава Пайского поселения. – А теперь хоть все предметы, которые они ведут, отменяй, потому что возить их каждый день на машинах за свой счет мы не можем. У нас отменили утренний поезд, оставили только дневной. С нового же года мы лишимся и дневной электрички. Связь с городом будет полностью потеряна. Жители поселка даже зарплату не смогут получать, потому что у многих она на карточку переводится, а банкоматы только в городе!
Повышайте цены
Жители Амбарского сельского поселения написали обращение к властям Карелии, в котором просят повысить стоимость проезда на электричках, если это поможет сохранить рейсы пригородных поездов в их направлении. Однако в ОЖД объясняют: повышение стоимости проблему не снимет. Пригородные рейсы уже давно являются убыточными, а Октябрьские железные дороги – предприятие коммерческое и работать себе в убыток больше не может.
– Только в прошлом году пригородные рейсы принесли нам 326 миллионов рублей убытка, – объясняют в пресс-службе Карельского отделения ОЖД. – А если мы их сократим, то и убытки наши уменьшатся до 80 миллионов. По идее, республиканские власти должны нас субсидировать и возмещать наши потери. Но в прошлом году мы получили всего 9 миллионов рублей! Бюджет на следующий год еще неизвестен, но, по нашей информации, речь идет лишь о 5 миллионах субсидий. А ведь Сергей Катанандов всего месяц назад лично пообещал начальнику Октябрьской железной дороги Виктору Степову, что сумма составит 60 миллионов рублей. Этих денег мы не увидим.
Руководство Российских железных дорог потребовало, чтобы в следующем году все отделения вышли на безубыточную работу. Так что, похоже, сокращения рейсов продолжатся.
В Министерстве экономического развития Карелии только пожимают плечами: возмещать железной дороге все убытки от пригородных перевозок республика не может. Нет таких денег в бюджете. Сергей Катанандов повозмущался, посетовал на беспардонность железнодорожников, но проблему не решил. Единственное, что смогли придумать наши власти, – заменить электрички автобусами. Но как быть с бездорожьем? Часть дорог, ведущих к поселкам и деревням, негодны для пассажирских перевозок. Кто и как будет приводить их в надлежащее состояние?
В поселках на автобусы никто особо не надеется.
– У нас надо ремонтировать отрезок дороги длиной в 16 километров, – говорит Галина Шахрай, глава Пайского поселения. – Ее обещали починить в этом году, но ничего сделано не было. Сейчас вот опять приезжали, осматривали дорогу. Ничего конкретного сказать не смогли. Опять кормят обещаниями, якобы в следующем году все будет. А ведь людям-то надо жить сегодня! Я не верю в то, что кто-то вообще согласится ездить по нашей дороге. Я вам честно скажу: жители моего поселка сейчас готовы на все! Терять-то нам теперь уже нечего…