Любовь Суркова – с детства инвалид по зрению. В 8 лет родители привезли ее в Петрозаводский интернат для слабовидящих, и больше она их не видела. Окончив учебу, Люба пошла работать пионервожатой в 31 школу. Ей, как сироте, выделили временно комнату в общежитии Техникума городского хозяйства. Тогда же она встала в очередь на получение жилья. С тех пор прошло 25 лет. У Сурковой уже взрослый сын, но она по-прежнему живет на тех же самых 17 квадратных метрах в студенческом общежитии.
– Мне говорили ждать, и я ждала, – рассказывает Суркова. – Жизнь в студенческом общежитии отдаленно напоминает ад. Всегда шумно. В одиннадцать вечера оно закрывается – не выйти и не зайти. От меня ушел муж, потому что его не пускали поздно вечером "домой".
Путин помог
Поняв, что на уровне республики ничего не решить, Любовь стала писать в приемную Путина. И – о чудо! – там, в Москве, ее услышали. И распорядились выделить Сурковой служебное жилье. Управление жилищного хозяйства Петрозаводска предоставило ей однокомнатную полублагоустроенную квартиру. Правда, для проживания она не годилась – в ней даже сантехники не было!
– В Управлении жилищного хозяйства мне при свидетелях было обещано, что квартиру, которую мне предоставили, в будущем я смогу расслужебить, – рассказывает Суркова. Женщине выдали справку, согласно которой она обязуется при заключении договора найма освободить занимаемую комнату в общежитии техникума, и направление для проведения ремонтных работ и подготовки квартиры к заселению. Денег на ремонт у Сурковой не было. Пришлось залезть в долги. На приведение квартиры в надлежащий вид ушло порядка 200 тысяч рублей. Пока делался ремонт, Суркова периодически осведомлялась, как продвигается подготовка договора? Ей отвечали: документ готовится. Однако, когда ремонт был закончен, Суркова получила в Управлении жилищного хозяйства шокирующий ответ.
– Мне сказали, что в заключении договора найма мне отказано, так как оснований для его заключения нет, – плачет Любовь. – Пока я делала ремонт, начальство сменилось. Вместо Павла Гармаша, который разрешил мне не выселяться из общежития до заключения договора, начальником стал Олег Яшкин. Но как смена начальства связана с изменением решения о предоставлении мне жилья – я не понимаю?! Все документы, подтверждающие право на квартиру, у меня на руках. Я за свой счет сделала ремонт! Что мне теперь делать? Почему, когда моя мечта почти осуществилась, я снова должна страдать?! Неужели я останусь без денег и квартиры?
Жилье должно быть предоставлено
От всех переживаний Суркова заболела. Высокое давление, болит сердце, хуже стала видеть. Заключение врача: нервный срыв. Но женщина решила бороться до конца. Вновь написала президенту, обратилась с жалобой в прокуратуру (там пообещали помочь, поскольку "ситуация абсурдная").
В Управлении жилищного хозяйства Петрозаводска были скупы на комментарии. Через пресс-службу Олег Яшкин передал, что вопрос решается. Странно. Как может вопрос "решаться", когда уже дан отказ?
"Карельская Губернiя" дозвонилась до бывшего начальника управления Павла Гармаша.
– Я помню эту женщину, – сказал Павел Владимирович. – Мы пошли на уступки, понимая её трудную жизненную ситуацию, и предоставили квартиру. Могу вас заверить: обратного хода после того, как выдано направление на проведение ремонтных работ, быть не может. Суркова непременно получит квартиру. Может быть, Яшкин просто не в курсе? Так передайте ему, что я подтверждаю, что жилье должно быть предоставлено!
– Если прокуратура мне не поможет, я поеду в Москву, – говорит Любовь Суркова. – Одна моя знакомая уже побывала в подобной ситуации и решила проблему, только съездив к президенту. Кроме того, я собираюсь добиваться через суд компенсации нанесенного мне морального ущерба.