Руководитель Карельской налоговой службы Александр Гнедых в Карелии всего два месяца. Но признается, что успел полюбить новое место жительства. Вообще, главный по налогам питает особые чувства к северным краям. А еще воспитывает трех дочерей, водит автомобиль и всегда сам гладит брюки.
Широта души
– Все в этом мире относительно, и все познается в сравнении. И, к счастью, мне жизнь дала возможность рассуждать по этому принципу. Я родился в Центральной России, успел поработать в самой южной части страны (два года Александр Гнедых возглавлял налоговую в Сочи. – Прим. ред.), а потом и почти в самой северной, в Коми. То есть мне было с чем сравнивать. Еще в молодости, в те советские партийные времена, мечтал поработать на Севере. И вот судьба исполнила мечту юности.
– В Коми вы проработали четыре года. За это время не разлюбили Север?
– У меня не было причин его разлюбить. Самое главное богатство Северов – люди. Широта их души проявляется в каких-то повседневных, бытовых вопросах. Недавно еду и вижу: впереди автомобиль слетел с трассы в снег. Когда я помог откопать машину, водитель полез в карман за деньгами и спрашивает: "Сколько я тебе должен?". А я ответил: "У нас на Севере деньги не предлагают". Северяне готовы всегда прийти на выручку и не попросят ничего взамен.
– Как вас приняла Карелия?
– Сразу заметил, что здесь такие же хорошие люди, как и на всех Северах. По крайней мере, те, с кем я уже успел познакомиться. В том числе руководители региона. Сергей Леонидович очень тепло принял. По Петрозаводску уже сам передвигаюсь на автомобиле, без экскурсоводов. Очень интересный город, много красивых зданий. В первый день, как приехал, сразу сфотографировался на набережной.
– А часто бываете в родном Белгороде?
– В Белгороде у меня учится старшая дочь Евгения, студентка пятого курса таможенного факультета. Для меня ее решение поступать именно на этот факультет стало неожиданностью. Думал, выберет финансы или кредит, на что дочь сказала, что нам одного финансиста в семье хватит. Кстати, она намерена получать второе высшее образование – стать вашей коллегой, журналистом. Я одобряю все ее решения. Не надо навязывать детям свое мнение. Хоть и дочь, но в душу человека заглянуть трудно, и человек сам решает, что ему больше нравится.
Могу быть резким
– Вряд ли вы с детства мечтали стать финансистом…
– Я мечтал быть военным, как, наверное, большинство мальчиков. А потом я пошел служить в армию, посмотрел, что это такое, и мнение мое изменилось. Такие времена были непонятные, как говорилось тогда: "По России мчится тройка: Мишка, Райка, перестройка". Разрушения коснулись и нашей армии. Я поступил на экономический факультет. Потом хотел учиться на юрфаке, но так получилось, что пришел в налоговую полицию, тогда еще только созданную структуру, там и изучил юриспруденцию. Лишний диплом в кармане ни к чему.
– В каком состоянии налоговое хозяйство в Карелии?
– Средств в бюджете всегда не хватает. В этом году в Карелии темп роста промышленного производства снизился на 12%, а снижение налоговых сборов – всего на 8%. Я уже побывал во многих районах Карелии. Должен сказать, что наши сотрудники – профессионалы. Но материально-техническая база оставляет желать лучшего.
– Что, деревянные лавки стоят?
– В том числе и это. Люди не должны работать в таких условиях. И прежде всего потому, что к нам приходят налогоплательщики, и они имеют право быть обслуженными в комфортной обстановке.
– Согласитесь, поход в налоговую многим людям радости не доставляет. Как говорят в народе, снимут последние штаны.
– Это неправильное мнение. Детям еще со школьной скамьи надо внушать, что налоги необходимо платить. Проводить какие-то уроки, игры по этой теме. В Белгороде, кстати, мы проводили игры среди школьников, у нас была своя подшефная школа. Так, приз за первое место был – поступление в Белгородский университет на отделение "Налоги и налогообложение".
– Вы когда-нибудь ощущали на себе давление власти, когда она диктует, с кем быть более жестким, а кому можно сделать поблажку.
– Да, в Сочи ощущал. Глава города случайно забыл, что я не его подчиненный, ставил задачи в приказном тоне. Но я руководитель федеральной структуры и такие моменты просто пропускаю мимо ушей, не хочу создавать конфликтной ситуации.
– Вы всегда стараетесь обходить острые углы?
– Да. Я могу долго терпеть, но потом вспылить и забыть. Могу быть резким, но недолго. Готов первым извиниться, даже если буду считать себя правым, первым протяну руку.
– Мне кажется, ваша должность требует авторитарного стиля управления.
– Наказывать надо за дело. Человеку свойственно от природы ошибаться хотя бы потому, что у него в активной фазе работают лишь 6% головного мозга, все остальные пассивны. Как бы человек себя ни контролировал, он рано или поздно ошибется. И самое страшное – не ошибиться, а вовремя обнаружить ошибку и ее устранить.
Джинсы с лохмотьями запрещаю
– Я так понимаю, в вашей семье вы главный по финансам?
– Да, у нас есть такое понятие, как бюджет. Воспитывая троих детей, нельзя не задумываться о бюджете.
– У вас трое детей?
– Да, три дочери. Две младшие, Ирина и Светлана, учатся в 8 и 9 классах, сейчас они в Сыктывкаре вместе с женой. Я еще не успел их перевезти. Моя жена – дочь морского пограничника, который 14 раз переезжал, а я пока только 7. Дети переезжать в Коми не хотели, но привыкли. Думаю, и в Карелии им понравится, нужно только немного времени.
– Никогда не хотели сына?
– Хотел, но теперь не хочу. Девочка – это такое нежное создание. Когда придешь домой, тебя окружают заботой. Младшая у меня круглая отличница, считает, что всего надо добиться в этой жизни своим умом и трудом. Средняя – творческий человек, хорошо рисует, мечтает стать модельером.
В вопросах воспитания для меня очень важно привить правильное поведение в обществе. Школа – это тоже общество. Моя дочь никогда не наденет в школу джинсы с заплатками, как сейчас носит молодежь. И я даже на родительском собрании задавал вопрос, почему разрешают носить детям джинсы с лохмотьями. Меня спрашивают: "А вы что, своим дочкам не купили?". Я говорю: "Купил, но с условием, что их будут надевать, например, на дискотеку, но не в школу". Дети соглашаются и понимают. У нас в семье авторитет папы непререкаем и обжалованию не подлежит. Скучаю по семье…
– Есть ли в вашей семье разделение обязанностей?
– В уборке я тоже могу принять участие. Но брюки глажу всегда сам, ни одна женщина не погладит брюки так, как мужчина. А вот рубашки гладить не люблю.
Быть нормальным человеком
– Судя по количеству бумаг на вашем столе, вы много работаете?
– Да, я трудоголик. Свободного времени не так много. Люблю волейбол, здесь мы уже создали волейбольную команду, два раза в неделю тренируемся. Рыбалку люблю. Но приезжаю не просто добыть рыбы, а пообщаться с природой, отдохнуть, испить чистой воды. В Карелии на рыбалку съездить еще не удалось. А что касается трофеев, то самый большой – пятикилограммовая щука, пойманная на спиннинг на Белгородчине.
– Несколько раз в разговоре вы упоминали машину…
– Машина – это моя страсть! Вот посмотрите мое удостоверение (в водительских правах Александра Гнедых есть все категории. – Прим. ред.). Могу ездить на всех видах транспорта. Грузовика у меня, конечно, нет, но и с ним полажу. Сейчас у нас в семье подержанный "БМВ" американского производства, так как он подешевле, чем европейский. Новый автомобиль хочется, но не купить – семейный бюджет не позволяет.
– Знаю, что вы любите охоту.
– Да, я еще с детства охотник. Первое личное ружье появилось, когда отслужил в армии. Люблю охотиться на дичь. На кабана и лося редко удается, времени не хватает.
– Как у каждого человека, у вас наверняка есть принципы, которыми вы никогда не поступитесь?
– Никогда не подставлю своего сотрудника. Чтобы когда-то я нажаловался на кого-то за спиной – не было такого. Сначала я поговорю с этим человеком.
– Что для вас самое ценное в жизни?
– Заботиться о близких и просто быть нормальным человеком. Чтобы не прятать глаза от людей. В женщинах больше всего ценю доброту. Женщина должна быть доброй и гостеприимной. А мужчина – надежным, той стеной, за которую можно спрятаться. И так просто купить жене букет роз, приехать, поцеловать. Цветы надо дарить не только на праздник.
– Спасибо за интервью!
– Приходите еще. Что может быть важнее в жизни, чем нормальное человеческое общение.