Мы уже рассказывали об Александре Тутаеве, инвалиде, с рождения воспитывавшемся в сиротских учреждениях. Мать у него есть, но она лишена родительских прав. Тем не менее Тутаев прописан в ее квартире. Выйдя из детского дома, парень узнал: ему предлагается жить на пятнадцати квадратных метрах с женщиной, которая когда-то оставила его в роддоме.
Разумеется, такая перспектива не обрадовала никого, и в первую очередь – хозяйку квартиры. Несколько месяцев Александр ночевал в лесу в палатке, скитался по друзьям. Сейчас Тутаев живет у приятеля, но оставаться там дольше уже невежливо. Парень просил помощи у Петрозаводской мэрии и недавно получил окончательный ответ: законы России против него.
На заседании жилищной комиссии чиновники популярно объяснили юноше: хоть он и мотался по детским домам с первых своих дней, юридически у него есть жилплощадь. И даже если муниципалитет выделит Александру комнату, первая же прокурорская проверка эту комнату отберет. Так что езжай, мальчик, на место прописки. Ты – не бездомный.
Работники Петрозаводской мэрии прекрасно понимают, что такой вариант возможен лишь на бумаге. Поэтому предлагают Тутаеву альтернативу: устройся дворником в муниципальное учреждение, и мы через пару месяцев дадим тебе комнату. Зарплата, конечно, небольшая, но ведь можно подрабатывать! Однако Александр – инвалид с детства. Чиновникам это известно, и тем не менее во время заседания они укоряли парня за то, что он не желает прислушиваться к их советам. Сейчас Тутаев зарабатывает на жизнь репетиторством и идти в дворники не желает.
Юноша решил: отныне он будет общаться с петрозаводскими чиновниками исключительно через Российский детский фонд.
– Я для них никто, – говорит сирота. – На чиновников могут повлиять только люди с большим авторитетом. В принципе ходить на жилищную комиссию не было смысла. Я услышал то же, что и десять месяцев назад…
P.S. 38,5 миллиона рублей – именно столько денег на покупку жилья для сирот могла потратить администрация Петрозаводска в 2009 году. Однако чиновники смогли освоить лишь... половину. Явно не перестарались. За год мэрия приобрела 14 жилых помещений для сирот. Оставшиеся средства (а это 14 миллионов рублей) по закону должны вернуться в республиканскую казну. Напомним: жилья в столице Карелии дожидаются более полутора сотен сирот – выходцев из детских домов. Некоторые из них стоят в очереди с середины девяностых годов прошлого века.