– Где работаете? – спрашивал судья.
– В министерстве финансов.
– Кем?
– Министром.
На прошлой неделе министр финансов Карелии Сергей Михайлов побывал в суде два раза. И провел там больше 4 часов. Это вместо того, чтобы трудиться на благо республики. А если вспомнить, что неделей ранее губернатор Сергей Катанандов публично объявил Михайлову выговор, то логично предположить, что подчиненный должен был бы утроить усилия. Но министру не жалко времени на суды.
Поясните, как посылал
Один из судов Сергея Михайлова – с газетами "Карельская Губернiя" и "Московский комсомольц в Карелии", которые осветили некрасивую коммунальную историю министра финансов. Напомним вкратце: в октябре квартира Сергея Михайлова была отключена от электроэнергии за коммунальные долги. Чиновник не платил 17 месяцев! У министра накопилось 40 тысяч рублей долга перед ТСЖ "Ратник", обслуживающим дом №104 по ул. Чапаева. Однако, как пояснял Михайлов, легитимность ТСЖ он не признает. Кому же министр платил за коммуналку, до сих пор не совсем понятно.
Что любопытно, в своем иске Михайлов не оспаривает тот факт, что он являлся должником. По мнению министра, порочат его честь и достоинство лишь пара фраз. В публикации "Карельской Губернiи" чиновника не устроила цитата управляющего ТСЖ "Ратник" Виктора Медведева, будто бы в день отключения света Михайлов звонил ему лично и "посылал, угрожал". Министр опровергает этот факт.
– Я спросил: господин Медведев, в чем дело? Он помолчал, потом включил громкую связь. Произнес: "Я вас не боюсь" и отключился – и все. Потом звонки сбрасывал, – пояснил министр финансов.
– У него были основания сказать, что он вас не боится? – уточнила представитель "Карельской Губернiи" Наталья Поддубная.
– У Виктора Анатольевича иногда звучит такое.
По словам самого Виктора Медведева, министр Михайлов был несдержан.
– Я поднял трубку, оттуда послышалась одна нецензурная речь, – рассказал управляющий ТСЖ "Ратник". – Я вынужден был отключиться. Потом снова пошли звонки, я сбрасывал. Человек был эмоционально возбужден и должен был успокоиться. Через какое-то время я поднял трубку и высказал все, что я думал.
– Угрозы – понятно, а вот что касается "посылал". Как "посылал", поясните, – поинтересовалась представитель министра Анна Уханова.
– Связано было с половыми органами. Только непонятно, чьими, – удовлетворил любопытство юриста Виктор Медведев.
Сочинила?
На вопрос, как Медведев понял, что звонит именно Михайлов, управляющий ТСЖ пояснил:
– Услышал знакомую речь.
По словам Медведева, министр иногда позволял себе грубо общаться. Якобы, когда управляющий ТСЖ предупредил министра-должника, что отключит квартиру от света, Михайлов отреагировал бурно:
– Сказал, что руки-ноги пообломает, если я подойду к счетчику, – рассказал Виктор Медведев.
Угрожал физической расправой министр финансов и в разговоре с журналисткой "МК в Карелии" Антониной Кябелевой. Фраза "Набью морду управдому!" попала на страницы газеты. Именно ее министр Михайлов тоже оспаривает в суде. И тоже утверждает, что ничего подобного не говорил.
– Она (Кябелева. – Прим. ред.) позвонила, спросила, знаю ли я, что меня отключили. Я сказал, что написал заявление в жилищную инспекцию, правоохранительные органы, – так складывался разговор, по словам министра. – Она спросила, что же дальше? Я сказал, что когда все действа будут закончены, соответствующие органы разберутся во всем.
– Может, это была эмоциональная фраза? – спросила судья Екатерина Степанова.
– Я знаю, с кем разговариваю, как я говорю.
– Но ведь эмоции вырываются порой.
– Только не в отношении с автором статьи и Медведевым.
– То есть Антонина Кябелева присочинила?
– Я считаю, да.
– С какой такой радости журналисту приписывать министру, должностному лицу, такую фразу? Ведь в этом случае речь идет о клевете, приписке оскорбительных слов. Почему тогда этот факт не разбирается в рамках уголовного дела? – заметил представитель "МК в Карелии" Леонид Хозин.
Косые взгляды
За пострадавшие от прессы честь и достоинство министр финансов хочет по 100 тысяч рублей с каждой газеты. Плюс 10 тысяч с управляющего ТСЖ Медведева. Высокие суммы Михайлов обосновывает физическими и моральными страданиями. Суду были представлены больничный лист и выписка из амбулаторной карты. Согласно медицинским документам, через 5 дней после отключения света, 31 октября Михайлов слег на целые две недели. Какой же недуг поразил чиновника? Вы сидите? Оказывается, газетные публикации вызвали у министра финансов… острый фаринготрахеит (воспаление слизистой оболочки глотки и трахеи. – Прим. ред.). Одной из возможных причин фаринготрахеита может быть вирусная инфекции. Насколько помнится, прошлой осенью как раз бушевала эпидемия гриппа. На закономерный вопрос, как вирусы могли передаться через газеты, представитель Михайлова пояснила:
– В связи с перенесенным стрессом у человека ослабевает иммунитет, в том числе к сезонным заболеваниям.
Также у министра финансов врачи отметили обострение гипертонической болезни, в чем опять же виноваты публикации в СМИ. Не огромный дефицит карельского бюджета и не губернаторский выговор – по таким пустякам Михайлов не так переживает. Кстати, публикация "Карельской Губернiи" вышла лишь 4 ноября, уже после того, как министр заболел.
– Течение болезни осложняется. Мы говорим о степени перенесенных страданий, – настаивала представитель министра Анна Уханова. Защитник министра финансов также утверждала, что публикации отразились на карьере ее подзащитного. Ну да, через два дня после отключения электричества в квартире Михайлов лишился приставки "и.о." в должности. То есть все как раз наоборот, карьера пошла в гору. Но, по словам Анны Ухановой, коллеги министра задавали ему вопросы, требовали объяснений.
– На моего доверителя не один раз были брошены косые взгляды.
Больше 200 тысяч рублей за косые взгляды! Не многовато ли будет?
Оправдаться любой ценой
Формально получается, что "косые взгляды" бросали на министра из-за конкретных фраз, а вовсе не потому, что он не платит коммуналку. На суде Михайлова спросили, действительно ли он начал погашать долг перед ТСЖ "Ратник". По словам Медведева, чиновник заплатил уже 20 тысяч рублей. Министр это объяснил тем, что с 1 декабря 2009 года управляющая компания "Триал", куда он якобы ранее платил коммуналку, прекратила обслуживать дом. Получается, 20 тысяч рублей Михайлов выложил за декабрь и январь, так как квитки за февраль еще не приходили. Верится ли вам, что министерская квартира в обыкновенном доме обходится в 10 тысяч рублей в месяц? Или там в каждом углу по обогревателю? Но свет оплачивается отдельно. Или министерская семья заливает каток перед домом? По словам управляющего Виктора Медведева, в месяц по коммуналке у Михайловых набегает чуть больше 2 тысяч рублей.
Михайлов представил суду квитанции об оплате коммунальных услуг в "Триал". Но "Триалу", у которого нет договора с ресурсоснабжающими организациями, министр платил лишь за обслуживание дома. Куда он все это время оплачивал за воду и тепло? Никуда?
ТСЖ "Ратник" подал на Михайлова в суд по взысканию задолженности. Первое заседание также прошло на прошлой неделе. Но министр выдвинул встречный иск о признании недействительным собрания жильцов, на котором выбрали ТСЖ. Причем обоснования более чем серьезные и, как отметил представитель Михайлова, чреваты уголовным делом. Министр утверждает, что часть бюллетеней голосования была сфальсифицирована. Причем касается это бюллетеней, которые заполнил не кто-нибудь, а Пограничное управление Карелии – как собственник нескольких квартир. Обвинение более чем серьезное.
Министр финансов не сдастся без боя. Но удивляет, почему доказывает нелигитимность ТСЖ именно Михайлов? А не компания "Триал", что было бы логичнее. Ведь до этого больше года "Триал" судился с ТСЖ "Ратник", оспаривая собрание жильцов 2008 года (у Михайлова претензии по повторному собранию 2009 года. – Прим. ред.). И даже сумел доказать, что то собрание было проведено неправильно. Казалось бы, флаг вам в руки, идите доказывайте свою правоту по повторному собранию 2009 года. Но "Триал" предпочел оставить дом.
Сергей Михайлов говорит, что его не устраивает, как ТСЖ обслуживает дом. Хотя все остальные 204 квартиры ничего против "Ратника" не имеют. Складывается впечатление, что министр вовсе не о доме печется, а пытается всеми мыслимыми и немыслимыми способами оправдаться.
P.S. На следующее судебное заседание по иску к прессе министр финансов намерен привести свидетеля, который присутствовал при его разговорах с Кябелевой и Медведевым. По словам Михайлова, с заместителем министра труда Анатолием Моисеевым они обсуждали программу занятости. Именно эту программу и раскритиковал в пух и прах губернатор Сергей Катанандов.