Четыре месяца назад карельские чиновники с большим трудом отговорили бывших малолетних узников Заонежья от идеи голодовки. Тогда старики поверили обещаниям власть имущих. Оказалось, напрасно! Отобранный некогда статус узника им так и не вернули. И теперь уставшие от пустых слов и судебных заседаний люди вновь готовы на отчаянный шаг.
Голодать собираются все те же десять человек. Напомним: акция протеста должна была начаться еще 12 ноября прошлого года. И бабушки были настроены столь решительно, что забеспокоились все властные структуры. Оно и не удивительно – начнись тогда голодовка, неизвестно, чем бы она закончилась для ее участников, а соответственно, и для чиновников. Женщин вызывали на беседы, советовали не делать глупостей, обещали наконец решить проблему.
Напомним суть конфликта: с 1996 по 1999 год, руководствуясь Указом президента России о предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам, статус узников в Карелии присвоили 1600 гражданам. Суды признали, что все эти люди находились в местах принудительного заключения. Однако с 1999 по 2006 год некоторые дела были пересмотрены и у 187 человек статус узника отобрали. Понять логику этих решений невозможно. Члены одной семьи, братья и сестры, некогда вместе переживавшие ужасы фашизма, оказались по разные стороны: одни со статусом, другие – без. В поисках правды 187 человек начали мыкаться по инстанциях. И дело даже не в трех тысячах рублей, которые статус узника добавляет к пенсии. Старики искали справедливости… А в ноябре 2009 года поняли, что искать больше нет смысла: никто не слышит. И предупредили об акции протеста. Не вмешайся тогда прокурор республики в ситуацию, голодовка бы состоялась. Герман Штадлер оказался единственным, кому люди поверили. Но предупредили – это в последний раз!
За созванным тогда прокуратурой круглым столом собрались правозащитники, депутаты, представители МВД и УФСБ Карелии, а также руководители отделения Пенсионного фонда и министр здравоохранения. Все участники мероприятия в один голос выразили готовность защищать права бывших малолетних узников Заонежья. Но как показало время – за словами никаких действий так и не последовало.
Нерасторопные чиновники
Одним из решений круглого стола было рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Карелии создать комиссию, вернуться ко всем личным делам узников, лишенных статуса, и рассмотреть вопрос о присвоении статуса. Казалось, что комиссия заработает уже на следующей день. Ведь, разговаривая накануне с отчаявшимися людьми, министр здравоохранения Эльмира Зильбер говорила им: "Я хочу вам помочь". Вот и появилась у бабушек возможность узнать, насколько велико было желание Эльмиры Курбанкадиевны.
– Комиссия создана была, но она фактически не работала, – говорит старший помощник прокурора Карелии Сергей Миронов. – До повторного объявления о голодовке ни одного предметного заседания этой комиссией проведено не было.
– Было такое затишье, – вспоминает бывшая малолетняя узница Заонежья Вера Жукова (она в числе тех, кого лишили этого статуса). – И все зашевелились только тогда, когда мы снова объявили о голодовке.
– Непонятно, как так получилось, что после того как все сказали: "Да", воз и ныне там, – удивляется старший помощник прокурора Карелии Алла Суханова.
Первое заседание комиссии состоялось только в начале марта. На нем приняли решение – запросить архивные документы из Финляндии. По мнению представителей прокуратуры, в данной ситуации вообще можно было бы обойтись без подобных запросов, но раз уж чиновники без них не могут, надо быть расторопнее.
– Если бы они направили этот запрос тогда, в ноябре, ответ бы уже пришел, – говорит Сергей Миронов. – А они его только сейчас собрались направлять.
Голодовка начнется в праздник
В связи с тем, что органы власти так и не приняли конкретных мер по разрешению сложившегося конфликта, прокурор Карелии внес в адрес главы республики представление с требованием устранить нарушения законодательства о правовых гарантиях социальной защиты бывших несовершеннолетних узников фашизма. Чем грозит главе игнорирование этого представления? Да, в общем-то, ничем. В худшем случае штрафом.
– Полагаем, что имеет место бездействие органов государственной власти республики, – говорят в прокуратуре республики.
Мы уточнили, кто именно, по мнению стражей порядка, бездействует.
– Компетенция выносить распоряжения о признании узниками относится к Министерству здравоохранения и социального развития Карелии, – говорит Сергей Миронов.
– Есть ли возможность у Минздрава решить этот вопрос, минуя суды и остальные инстанции?
– Есть. В свое время суд признал этих граждан узниками. Пересмотр этих дел противоречит нормам международного права и нормам Конституции России. Власть должна принять решение, единственно правильное и единственно возможное.
Тем более что республике это верное решение ничего не будет стоить. Когда Валерий Бойнич, будучи еще министром здравоохранения и социального развития Карелии, не хотел идти к людям на встречу, он оправдывал свои действия финансовым кризисом – выделять 25 миллионов в год на узников невозможно. Однако выплаты данной категории граждан, заверили нас в республиканской прокуратуре, – забота федералов!
– Если до апреля статус нам так и не вернут, мы будем голодать, – говорит Вера Жукова.
Начать акцию протеста бывшие малолетние узники намерены 11 апреля – в праздник, День освобождения узников Карелии.