Когда наблюдаешь за фигуристами, кажется, что по льду они скользят легко и непринужденно. Но каждый, кто хоть раз становился на коньки, знает, как трудно просто удерживать равновесие, не то что пируэты выписывать. Даже не верится, что обычному человеку под силу выполнять все эти прыжки и "ласточки". А вот воспитанники Петрозаводской ДЮСШ № 6 еще и не такое умеют!
Кубики на льду
Юных фигуристов в столице Карелии начинают растить с пятилетнего возраста. Хотя, по признанию старшего тренера по фигурному катанию ДЮСШ №6 Ольги Теслиновой, хотелось бы брать ребят лет с трех– четырех. В Санкт-Петербурге даже двухлетних детишек отдают в фигурное катание, но наша ДЮСШ таких малышей принимать не может.
– Наплыв желающих научиться фигурному катанию сейчас очень большой, – признается Ольга Теслинова. – Бум начался после всех этих ледовых шоу со звездами. Приходят даже взрослые люди, просятся к нам в группы. Но мы физически не можем себе позволить обучать еще и взрослых людей, ведь у нас в школе всего шесть тренеров, причем во время тренировки мы работаем вдвоем-втроем на одной ледовой площадке. Места едва для всех детей хватает.
Для детишек фигурное катание начинается в хореографическом зале, ведь им необходимо научиться не просто кататься на коньках, но и красиво, артистично выполнять все элементы программы. По словам Ольги Юрьевны, она не спешит ставить малышей на коньки. Сначала с ними и поползать надо, и поваляться, и кубики по льду покидать. Неизбежные же при катании на коньках падения маленькие фигуристы переносят даже лучше, чем многие взрослые.
– Чтобы в фигурном катании все получалось, нужен не только талант, но и упорство, – объясняет Ольга Теслинова. – Любой элемент с первого раза мало у кого получается, над каждым элементом нужно работать, порой даже не одну неделю. Те, кто к этому не привык, уходят, столкнувшись с первой неудачей. А другие продолжают кататься. Иногда из всей группы остаются человек пять-десять, которые готовы продолжать учиться.
Готов спать в коньках
Пятнадцатилетняя Настя Патроева – из тех, кто сумел преодолеть трудности. Фигурным катанием она занимается уже шестой год. Поначалу Насте приходилось тяжело, но потом она втянулась, появился интерес.
– Помню, первое время у меня постоянно были синяки и шишки от падений, – смеется фигуристка. – Да и выполнять некоторые элементы я не решалась, боялась, что упаду и будет больно. А теперь уже привыкла, хотя иногда все равно страшновато браться за новый элемент. Когда сдаешь на юношеский разряд, обязательными являются семь элементов. В первом взрослом в короткой программе уже восемь таких элементов. Я сейчас готовлюсь сдавать первый взрослый разряд, поэтому мне нужно делать двойной прыжок и так называемый "дупель" – прыжок в два с половиной оборота. Пока еще не все получается, но я буду стараться.
Кумиров у Насти двое – Ирина Слуцкая и Алена Леонова. Первая нравится девушке за технику и артистизм, а вторая просто красиво катается.
Конечно, девочек в фигурном катании больше. Хотя Ольга Теслинова помнит пару лет, когда был "наплыв" мальчиков. Обычно парни, позанимавшись немного, уходят в хоккей. Однако десятилетний Слава Дмитриев фигурное катание ни на что не променяет.
– Я сам попросил маму отдать меня в этот спорт, – рассказывает мальчик. – Когда я был маленький, то очень много времени на коньках катался. Я даже спать в них был готов. Фигурным катанием заниматься интересно. Тут есть всякие прыжки, к примеру. Еще нужно равновесие уметь держать. А хоккей – буйный вид спорта, хотя там тоже на коньках катаются.
– А тебе кто из фигуристов больше нравится – Алексей Ягудин или Евгений Плющенко?
– Я хочу быть похожим на Плющенко. Он все время занимает первые места. А на Олимпиаде его засудили, это же видно было! Падение, конечно, подвело. Американец тоже хорошо выступал, но у Плющенко был четверной прыжок, это высший пилотаж!
– Четверной прыжок – самый сложный, – соглашается Ольга Теслинова. – Даже тройной прыжок без лонжа (специальной страховки наподобие той, которую одевают на гимнастов в цирке) на нашем льду не выкрутить. К тому же многие фигуристы начинают бояться упасть и не докручивают тройной прыжок. А Плющенко выполнил четверной без всякой подстраховки.
Тройной прыжок
Условия в Петрозаводске – не лучшие на фигуристов. Поэтому тренеры ДЮСШ № 6 стараются как можно чаще вывозить своих воспитанников на соревнования, чтобы ребята не варились в собственном соку, а смотрели на то, что умеют другие.
– Мы регулярно бываем в Финляндии, в Санкт-Петербурге, – говорит Ольга Теслинова. – Конкуренция на всех соревнованиях большая, потому что все наши соперники из других городов катаются на искусственном льду и могут тренироваться круглый год. Мы же сильно зависим от погоды. В этом году нам повезло, холода наступили рано. А вот в прошлые годы нормальный лед у нас был только полтора-два месяца, потом все таяло. За это время невозможно успеть что-то серьезное сделать…
Конечно, Ледовый дворец и крытый каток есть в Кондопоге, но там и своих фигуристов достаточно. Да и не все родители могут себе позволить регулярно отправлять ребенка в соседний город на тренировки.
– Кондопожские фигуристы уже умеют тройной прыжок "крутить", – сетуют воспитанницы Ольги Теслиновой. – У нас он пока не получается, потому что мы не так много и часто можем тренироваться, как они. За лето многие навыки теряются. А так хочется освоить сложные элементы! Так что ледовый дворец или хотя бы закрытая ледовая площадка в Петрозаводске нужны обязательно!