Интервью Галины Брун, данное нашей газете несколько недель назад, встряхнуло театральный мир Карелии так, что веснушки застучали.
Публикация в "Карельской Губернiи" вызвала открытое письмо, обращение к главе республики и, наконец, двухчасовую встречу министра с коллективом Национального театра.
Ключевая роль в конфликте отведена, как ни странно, "Творческой мастерской", которая в конце сезона должна превратиться в Русский театр драмы. Напомним: в своем интервью Галина Брун предложила переместить "ТМ" на площадку Национального театра, а тот, в свою очередь, отправить на новую, не построенную еще сцену в Карельской филармонии.
На встрече с актерами министр от своих слов отказываться не стала, но заявила, что они носят характер исключительно отвлеченных рассуждений. Мало того, по ее словам, идея "глобального переселения народов" уже высказывалась в конце декабря на заседании общественного совета при Национальном театре. Но тогда на эти слова не обратили внимания.
– Национальный театр никто не закрывает и не собирался этого делать, переселять его из этого здания тоже никто не собирается, – начала свое выступление Галина Брун.
Слова эти разгоряченных артистов не успокоили. Они уверены, что в планах министерства – выселить театр из привычного помещения, а то и вовсе ликвидировать. Их страхи вполне объяснимы. У министра достаточно претензий к Национальному театру, в том числе и финансовых. Так, его содержание обходится в 30 миллионов рублей в год, а сборы от продажи билетов составили в прошлом году чуть более трех миллионов. Артисты же полагают, что зарабатывать деньги они не обязаны, их функция – сохранять и развивать национальную культуру. Поэтому им кажется неприличным сравнивать театры по "посещаемости".
Однако главным вопросом, как всегда, был жилищный. Приведение в порядок зала "Творческой мастерской" стоит не менее трех миллионов рублей. А уже через год начнется масштабная реконструкция здания Карельской филармонии, где и располагается "ТМ". Учитывая это, Галины Брун считает, что тратить деньги нецелесообразно. Площадку для молодежного театра нужно искать сегодня. И в столь тяжелых условиях артистам можно и потесниться.
Действительно, в городе три отремонтированные площадки, в которые вложены колоссальные деньги. Национальный театр регулярно предоставляет свою сцену для концертов и мероприятий. Но хотя помочь коллегам – дело святое, пустить к себе гостей на пять лет (именно столько предполагается вести реконструкцию здания филармонии) Национальный театр не готов. Артисты опасаются, что гости через некоторое время – усилиями министерства – превратятся в хозяев.
– Было ли предложение к нам помочь "Творческой мастерской"? Было. Никто не возражал, – говорит директор Национального театра Сергей Пронин. – Но после того как министр культуры заявляет в прессе о своих планах, кто же поверит в то, что мы останемся в своем доме? Вот в руках у меня письмо из Марийской республики. Там единственный в стране опыт совмещения на одной площадке театров драматического и на национальных языках. У них война!
За два часа обоюдных обвинений стороны к единому мнению не пришли. Не был решен и основной вопрос – что делать с оставшейся без сцены "ТМ". Галина Брун уверена: решить вопрос рабочего пространства для "Творческой мастерской" – задача театральных руководителей. Откровенно говоря, разобраться с этим не так уж сложно; разместить свои цеха "Мастерская" может где угодно, а сцену для выступлений просто арендовать, как это долгие годы делал ансамбль "Кантеле". Однако теперь, после скандала, есть серьезные сомнения в том, что гордиев узел получится распутать безболезненно и цивилизованно.