Год назад 5 июля мэром Петрозаводска стал Николай Левин. «Карельская Губернiя» не могла пропустить годовщину власти и решила расспросить мэра о первых впечатлениях и первых итогах. Мэр оказался на работе, хотя вообще-то был в отпуске. С него и начали.
Американцы правы
– А почему за границей не отдыхаете?
– Кстати, на отдых за рубеж ни разу не ездил. Когда был моряком, то посмотрел почти все страны Западной Европы. Представьте, первый мой заграничный порт был Лондон, куда мы прибыли из порта Шала. Я просто обалдел, как все красиво, как люди дорогу переходят: без всяких светофоров, только нога на дорогу ступила – машины остановились.
– Эмигрировать хотели бы?
– Нет, там скучно жить: все размеренно, регламентировано. Я бы там умер на второй день. Сейчас ездил к отцу в Кировскую область на машине. Купался в реке Вятке. Но самое главное – навестил отца, которому в августе будет 82 года. У отца не был уже два года.
– Как отец принял весть о вашей новой должности?
– Нормально. Радости большой не испытывает, так как понимает, что работа тяжелая. В свое время отец был советским партийным работником. К моему шагу относится с пониманием, осознает, что работа в Законодательном собрании почти 10 лет – это много. Как американцы говорят, чтобы не потерять интерес к работе и жизни, надо менять работу раз в 5-7 лет или место жительства. Я считаю, 10 лет на одном месте – это много: замыливается взгляд, становится все привычно, размеренно, все ты знаешь, успокаиваешься, а тут каждый день драйв. Адреналин с утра до вечера, не знаешь, что может произойти завтра.
– Наверное, и себя окружить вы пытаетесь людьми деятельными?
– Люблю, когда люди не сидят без дела, когда думают быстро и быстро принимают решения, не люблю медлительных людей. Я по знаку зодиака Стрелец, а это люди подвижные. Даже дома обижаюсь, когда задаешь вопрос и долго ждешь на него ответа. Быстро горячусь, но в две секунды и отхожу.
– Что может вам испортить настроение?
– Нерешенная проблема, когда вроде вчера все было нормально, а сию минуту стало все плохо. И сразу начинаешь думать, как повернуть обратно.
– Вспоминается, с какой легкостью вы отказались от новогоднего банкета, потому что в тот день в Петрозаводске случилась авария.
– Я не мог ужинать, когда петрозаводчане сидели без воды. Это было бы паскудство с моей стороны.
Человек компромисса
– Не секрет, что депутаты как парламента, так и городского Совета – люди команды. Нет у вас ностальгии по тем временам, когда депутаты-одиночки разворачивали жаркие дискуссии?
– Ностальгии у меня нет. В то время партии не были сильны, сейчас партии окрепли, теперь пришло время коллегиальных решений. Так повышается ответственность у группы людей.
– Ваше имя звучало в числе кандидатур на пост губернатора Карелии. Вы как относитесь к подобным слухам?
– Не думаю, что после года моей работы целесообразно об этом говорить. Мою кандидатуру обсуждать нет смысла, новые выборы для жителей Петрозаводска – это было бы не совсем верно.
– Весь этот год не чувствовали себя как между двух огней и как удавалось находить компромиссы с двумя противостоящими лагерями – губернатора Катанандова и сенатора Алиханова?
– Я вообще не конфликтный человек, я человек компромисса, и Катанандов, и Алиханов – оба меня поддерживали. Особенно Алиханов, он способствовал реализации предвыборной программы. Поддержку Катанандова получал в виде средств на решение серьезных городских проблем. По мелочам в правительство мы не обращались.
– Сергей Леонидович, уходя, не оставил вам некоего «завещания», может, дал какой-нибудь ценный совет?
– После его ухода мы еще с ним не виделись. Думаю, увидимся и он даст мне советы. Советы эти нужны и полезны, он много лет был мэром.
– Будучи мэром, Катанандов построил в Петрозаводске фонтаны. А вы что мечтаете оставить городу?
– Намереваемся увеличить количество детских, спортивных площадок, построить Ледовый дворец, бассейн. Вот это не только память, но и возможность для петрозаводчан оздоравливаться, заниматься спортом.
– А вы сами спортивный человек?
– Гимнастику не делаю. На работе – целый день физкультура, пешком иду на работу. Считаю, что профессиональный спорт – это не для меня. В молодости лыжами занимался.
– Насколько вы сильный лоббист? Ведь многие вопросы решаются именно с помощью лобби. Есть ли у вас связи в Москве?
– Есть, конечно, и я их использую. За 10 лет в Законодательном собрании связи и в Москве, и Санкт-Петербурге.
– Считается, что политика – дело грязное, приходится идти по головам. Вы согласны с этим утверждением?
– По головам никогда не шел. Всегда старался прислушиваться к мнению людей, никогда не пытался проявить себя единоличным хозяином каких-то решений.
Воздушных замков не требуют
– Год прошел, чем не стыдно похвастаться?
– Не стыдно сказать, что ни от одной позиции моей предвыборной программы мы не отступили. Реализуется проект «Чистая вода», начнем масштабный ремонт городских дорог, в этом году отремонтированы 18 улиц и до конца сезона будут отремонтирована еще столько же. В бюджете 2011 года заложим проектирование новых дорог, например, ул. Куйбышева – наб. Варкауса, которая разгрузит улицу Кирова. Начнем проектирование дороги проспект Комсомольский – ул. Калинина, которая уведет транспорт с проспекта Александра Невского.
– Многие знакомые автомобилисты пытают меня, когда же закончится ремонт дороги между Кукковкой и Древлянкой. Так что им отвечать, ссылаясь на вас?
– Мы ее домучаем. Объявлен сейчас конкурс, в конце июля-начале августа работы от моста до Кукковского кольца будут продолжены. Единственное, пока не решен вопрос по расширению моста, денег на это нет. Но дорога будет хорошая. Просим республику выделить нам кредит на мост, сейчас этот вопрос рассматривается.
– Нынешней снежной зимой мэрии пришлось туго, наступило лето, встала другая проблема – совершенная неподготовленность городских пляжей. Почему из года в год мэрия оказывается не готовой к решению таких насущных городских проблем?
– В этом году мы приобрели новую снегоуборочную технику. Даже купили льдоскалыватель. Поставили на учет все брошенные улицы, 15 июля на сессии Петросовета добавим денег на зимнее содержание дорог. В эту зиму жалобы были в основном из-за дворов, все магистрали убирались вовремя. Сейчас управляющие компании закупают технику, считаем, в грядущую зиму ситуация будет лучше. Насчет пляжей: договорились с предпринимателями в «Песках», что мы им увеличиваем срок аренды на земельные участки, а они возьмут на себя уборку территории и безопасность. Земля была у Минприроды, сейчас, после возвращения ее городу, мы будем перезаключать договоры.
– Ваш предшественник Виктор Николаевич не сильно жаловал журналистов, вы же, наоборот, очень открыты для прессы. Не боитесь отвечать на острые вопросы? Как вообще относитесь к критике своей работы?
– Если критика справедлива, чего ее бояться? На работу я иду пешком, хожу по городу, меня масса людей останавливает на улице и говорит то же самое, что и пресса, ничего нового. Требования людей на самом деле минимальны. Никто не требует воздушных замков, нужны детские площадки, катки, школы, спортивные объекты. По-прежнему часто жалуются на благоустройство города. В этом году в два раза увеличили финансирование на уборку территорий.
– На мэрские выборы прошлого года пришло рекордно низкое количество избирателей. Как вы считаете, какой уровень доверия горожан к вам сейчас?
– За год работы невозможно решить все накопившиеся в городе проблемы. Мы пришли в неудачное время, в кризис, экономика находятся в достаточно плачевном состоянии. Без крупных налогоплательщиков невозможно формировать серьезный бюджет, а мы их потеряли. Завод OSB-плит будет строиться два года, ягодный завод откроется этой осенью. Минимум надо года 2-3, чтобы люди увидели результаты нашего труда.
– Не страшно было идти в разгоряченную толпу митингующих против строительства АЗС на Кукковке?
– Страха не было, наши люди все-таки плохого не сделают, просто они выражали недовольство. Шел в толпу с чувством в какой-то степени вины, где-то мы недоглядели, не изучили общественное мнение.
– Как вы считаете, есть в Петрозаводске проблемы, которые, если не решить срочно, чреваты какими-то социальными волнениями?
– На мой взгляд, пока нет. Но они могут быть спящими.
Отпилю ровно и прибью хорошо
– Понятно, что за счет гипермаркетов экономику Петрозаводска не поднять. Когда инвесторы начнут открывать в городе производства?
– Думаю, за эти 4 года сумеем экономику сделать сильнее, мы за нее вцепились. Питер и Ленинградская область уже наелись инвестициями, теперь богатые инвесторы смотрят на регионы, в первую очередь на те, что близко к мегаполисам. У нас есть сырье, рынок сбыта рядом, мы выгоднее инвесторам, чем другие регионы Северо-Запада. Сейчас созрели условия, чтобы инвесторы пришли к нам. Раньше был лозунг: «Опираемся на собственные силы». Теперь, еще Катанандов об этом сказал, открываем ворота. Считаю, опасности в этом никакой нет. Нам давно пора построить современные производства, которые привлекут молодежь. Чтобы молодежь шла работать на станках с программным управлением. Не просто с кувалдой и ломом, а с компьютером.
– А вы сами дружите с компьютером? Что смотрите в Интернете?
– Смотрю новостные сайты. Люблю телеканал РБК, экономические и биржевые новости там подаются лучше всех. «ВКонтакте» страница есть, друзья уговорили создать. Нашел меня однокурсник, с которым 30 лет не виделись. Мы с ним тарахтим.
– Много времени уделяете семье?
– Вот с утра сегодня нянчился с внуком Иваном, ему год и семь месяцев. Семья для меня святое. Все может происходить в жизни, но семья – это семья. За всю совместную жизнь с женой я не помню, чтобы мы ругались. Никогда не расходились в разные углы комнаты, затаив обиду. Думаю, все это благодаря жене, она – очень добрый, терпеливый человек.
Когда мои сыновья подрастали (у Николая Ивановича два сына, Степан и Денис), все выходные я проводил с ними: рыбалка, лыжи, еще какие-нибудь дела.
– Вы строгий отец?
– Да. Ругал и за «двойки», и за курево. Старший не курит, младшего воспитываю каждый день. Я сам 16 лет курил, но однажды сказал себе: «С завтрашнего дня я не курю!». Утром встал и ни разу с тех пор не закурил, хотя тянуло всегда. Нравится запах табака, люблю мять сигареты, держать их в руках.
– У вас много друзей?
– Друзья бывают только с детства. Когда никому друг от друга ничего не нужно, ты просто нравишься ему как человек – вот это дружба, и она остается на всю жизнь. А во взрослой жизни сходятся по каким-то интересам, это уже не друзья, а товарищи.
– Легко ли вам будет отказаться от власти?
– Думаю, да. Ничего личного во власти у меня нет, бизнеса тоже нет. Встал и пошел.
– Не задумывались, что будете делать на пенсии?
– Может, охранником буду работать (смеется). Или сторожем. Понятно, что сидеть без дела не буду. Буду столярничать, строгать, пилить, принимать заказы. Гарантирую: отпилю ровно и прибью хорошо.