Скорее всего, карельское правительство выручит от продажи единственного республиканского банка «Онего» (90% акций принадлежит государству) гораздо меньше, чем рассчитывало. Вице-премьер Александр Колесов, он же председатель Совета акционеров банка «Онего», отчитываясь перед карельским парламентом, сообщил: решено провести эмиссию акций (то есть выпуск акций). По его словам, эмиссия предусмотрена стратегией развития банка и ее результатом станет увеличение уставного капитала предприятия.
Однако пакет акций государства в связи с эмиссией уменьшится. Как доложил карельский министр природных ресурсов Марк Орлов, чтобы государственная доля не сократилась, необходимо купить акций на 150-170 миллионов рублей. Таких денег и в без того дырявом карельском бюджете нет. По прогнозу Орлова, после эмиссии государственный пакет акций «похудеет» до 36%. Наверняка покупатели на банк найдутся. Но насколько будет выгодной цена – большой вопрос. Еще три недели назад министр природных ресурсов Марк Орлов прикидывал, что банк можно продать за 200-250 миллионов рублей. Тогда депутаты Законодательного собрания усомнились, насколько реальна эта цена в кризисное время. Тем более на тот момент рыночная оценка стоимости акций не проводилась. Чиновники уверяли, что все некогда вложенные в банк бюджетные деньги (100 миллионов рублей) вернутся при продаже «Онего». Как дело обернется на самом деле – сейчас не ясно.
Вице-премьер Колесов уверен, что эмиссия, а значит, увеличение уставного капитала банка, увеличит коммерческую привлекательность банка.
– То есть обертка будет красивая, – улыбнулся председатель ЗС РК Александр Переплеснин.
– Нет, содержание, – не согласился Александр Колесов.
– Вкуснятина будет, – подытожил Переплеснин.
Почему-то сама карельская власть лакомиться отказывается. А ведь долгое время к банку «Онего» относились чрезвычайно трепетно. И появился банк фактически благодаря экс-губернатору Карелии Сергею Катанандову: в середине 90-х, когда Катанандов был мэром Петрозаводска, именно мэрия стала инициатором создания банка. Позже банк стал республиканским, а в Совет банка вошли многие члены карельского правительства. Банк «подкармливали» бюджетными деньгами и представляли чуть ли не как оплот карельского бизнеса. По замыслу чиновников правительства, именно «Онего» должен был помогать кредитами малому и среднему бизнесу.
Согласно финансовыми отчетам, дела у банка «Онего» идут в гору. Так, в первом полугодии 2010 года чистая прибыль предприятия превысила 7 миллионов рублей. За 2009 год прибыль была больше 14 миллионов и по сравнению с 2008 годом выросла на 11%.
Интересно, что долгое время карельская власть тщательно скрывала будущую продажу банка. Поговаривали, у банка уже есть потенциальный покупатель – ОАО «Ханты-Мансийский банк». Слухи подогревало то, что в 2009 году Ханты-Мансийский банк заключил соглашение о сотрудничестве с банком «Онего».
Как бы то ни было, до отставки Сергея Катанандова продать банк не успели. А новый хозяин правительственного здания Андрей Нелидов первым делом ввел мораторий на приватизацию госсобственности.