Криминал Беременность спасла мошенницу от тюрьмы

Александр Фукс
№29 (739) 21.07.2010

Летом 2009 года в туристическое агентство «Стэди Лайнс» ворвался человек. Он был очень возбужден, требовал назад свои деньги и угрожал хозяину агентства Валентину Леташкову серьезными неприятностями.

– Я был совершенно обескуражен, – рассказывал потом Леташков. – За 20 лет работы ко мне не было ни одной серьезной претензии. Если человек после поездки не говорил мне спасибо, я начинал переживать и думать: что же сделал не так? А тут такая агрессия.

В списках не значились

У посетителя Сергея Гоголева действительно были причины негодовать. Оказалось, он приобрел в «Стэди Лайнс» для всей своей семьи путевки в Египет, заплатил более 100 тысяч рублей, доехал с женой и двумя детьми до Шереметьево, и там вдруг выяснилось, что их фамилии нет в списках туристов. Гоголев принялся звонить в агентство, ему обещали разобраться, убедили переждать денек в московской гостинице… и «промариновали» в этой гостинице целую неделю. Менеджер «Стэди Лайнс» Юлия Васильева каждый день заверяла по телефону, что вот-вот все разрешится. Сначала объясняла задержку тем, что не дошла платежка, потом якобы не было мест в самолете, затем оказался переполнен египетский отель. Наконец Гоголев понял, что его просто водят за нос. Истратив почти полмиллиона рублей на проживание в столице, несчастное семейство вернулось домой. Васильева обещала компенсировать все затраты и даже выдала Гоголеву расписку. Но денег ему так и не вернули. И вот, доведенный до точки кипения, он пришел к директору «Стэди Лайнс» с жалобами и угрозами.

– Это был как гром среди ясного неба, – вспоминает Леташков. – Оформлением путевок у нас занималась Васильева. Я пообещал Гоголеву во всем разобраться. Но в тот же день пришел еще один пострадавший, потом еще двое… На нас обрушился вал обманутых клиентов. Сначала я расплачивался с людьми, но вскоре платить стало уже нечем. Эта история довела наше агентство до состояния клинической смерти.

На «Стэди Лайнс» посыпались судебные иски. Туристическое агентство с двадцатилетним опытом безукоризненной работы оказалось на грани разорения. А менеджер Юлия Васильева просто ушла. В свое собственное агентство.

Схема работы этой чудесной женщины оказалась до ужаса цинична. Она просто брала с клиентов деньги и оставляла их себе. А чтобы не засветиться перед начальством, назначала людям встречи, когда никого не было в офисе: в обеденный перерыв или после работы. В качестве контактного телефона девушка указывала номер своего мобильника. Впрочем, на всякий случай трубку рабочего телефона она тоже все время держала при себе. А если нужно было отлучиться, незаметно выдергивала телефонный шнур из розетки.

– Она буквально грудью отсекала от нас клиентов, – говорит бухгалтер агентства Жанна Рингер. – И главное, все у нее были идиоты. Бывало, слышишь, что кто-то в трубке кричит, спрашиваешь: что случилось? А она отвечает: «Да, идиоты какие-то, я им все объяснила, а они не понимают». Как-то пришли две женщины, ругаются, а Васильева их из офиса оттирает: мол, сумасшедшие, сейчас я все улажу. Оказалось, она их детей в лагерь на Черное море отправила, а деньги не перевела и детей там не расселяли.

– Это же садизм! – переживает Леташков. – Она детей не собиралась селить! Геббельс в юбке.

Наказание

Двадцатисемилетняя Юлия Васильева пришла работать в «Стэди Лайнс» в 2007 году и сразу понравилась директору своей уверенностью и умением убеждать людей. Уже впоследствии выяснилось, что практически с самого начала она работала не совсем чистоплотно. На первых порах ограничивалась лишь тем, что иногда продавала путевки в обход кассы. То есть брала с клиентов деньги, добросовестно пересылала их туропературу, но ничего официально не оформляла и комиссионные оставляла себе.

Но в начале лета 2009 года Васильева словно сорвалась с цепи. Она присвоила деньги двух десятков людей. Среди них были ее друзья детства, на свадьбе которых она была свидетельницей, двоюродная сестра ее молодого человека и даже несколько следователей милиции. Она подделывала подпись своего начальника. Высылала туроператорам платежки, подтверждающие факт пересылки денег, но сами деньги оставляла себе. Некоторые туристы застревали в аэропортах, некоторые долетали до пункта назначения и уже там не могли заселиться в гостиницу. Кого-то через пару дней после начала отдыха грозили выселить. Кому-то не была проплачена обратная дорога. А в случае с Гоголевым артистичная женщина даже инсценировала телефонный разговор с ним. В агентстве знали, что он вносил предоплату, и удивились, почему он не приносит остальные деньги. Тогда Васильева при всех как бы позвонила ему и как бы узнала, что он нашел более дешевый тур через Финляндию.

– А, так вы сейчас в Хельсинки? – говорила сама себе Васильева, прижимая трубку к уху. – Нашли намного дешевле? И предоплату забирать не будете? Ну, молодцы! Молодцы!

А Гоголев с детьми в это время метался по Шереметьево, не понимая, почему его не пускают в самолет.

Когда все открылось, оказалось, что за два месяца Васильева присвоила больше 2,5 миллиона рублей. Недавно состоялся суд, на котором были подтверждены 20 преступных эпизодов. Каждый из них должен был повлечь за собой наказание от двух до трех лет лишения свободы. Но Васильева глубоко раскаивалась в содеянном. Она даже выражала готовность расплатиться с обманутыми, но сетовала на нехватку денег.

– У меня сейчас есть 3500 рублей, – говорила девушка. – Я готова отдать их.

Видимо, суд счел этот порыв смягчающим вину обстоятельством. Во всяком случае, после частичного сложения назначенных наказаний она была осуждена… на 5 лет. Но в связи с тем, что во время следствия Юлия Арнольдовна забеременела, суд отсрочил исполнение приговора на 14 лет. Пока будущий ребенок не вырастет.

– Это же безумие какое-то! – переживает Валентин Леташков. – Если бы ей дали хотя бы 6 лет, то по закону отсрочка была бы невозможна. Но почему-то ей дали именно 5. Мне кажется, она с самого начала знала, что ей ничего не грозит.

С ним согласны практически все пострадавшие. Ведь, получается, потенциального туриста сегодня ничто не может оградить от обмана. Единственное, что могло сдерживать мошенников, это страх наказания. А когда никакого реального наказания нет?!

«Карельская Губернiя» попыталась выяснить у Юлии Васильевой, что заставило ее столь дерзко и безрассудно нарушать закон. Но она отказалась разговаривать с журналистом. Сослалась на то, что не хочет ничего говорить в рабочее время и на рабочем месте. А работает она теперь в Кондопоге, в туристическом агентстве «Мир путешествий». Видимо, ждет новых клиентов и не хочет отвлекаться на лишние разговоры.