– Лекарство не пью, а значит, надо ждать нового инфаркта или идти в сторону кладбища, накрывшись простыней, – пытается шутить 63-летний петрозаводчанин Виктор Котенев. Хотя, шутка ли, уже вторую неделю инвалид не может получить жизненно необходимое лекарство.
Виктор Михайлович признан пострадавшим от ядерных испытаний, проводившихся на Семипалатинском ядерном полигоне. Как и чернобыльцы, они имеют право на льготы. В том числе на бесплатные лекарства. После недавнего инфаркта Виктору Котеневу прописали таблетки, разжижающие кровь. Пить лекарство надо ежедневно. Вот только в аптеке лишь руками развели – нет препарата, покупайте на свои деньги. А пенсионеры Котеневы и так последние дни перед пенсией питаются одной гречкой.
– Таблетки недешевые, полторы тысячи упаковка, – говорит Виктор Котенев. – Пенсия у меня чуть больше 7 тысяч. Если я сейчас куплю таблетки, десять дней придется сидеть без гречки, есть будет нечего.
Такой вот выбор – умереть от голода или от болезни.
В карельском Минздраве сетуют на несовершенство закона о госзакупках. Аукцион по закупке препарата на второе полугодие был объявлен в конце мая, и длится вся процедура по закону два месяца. 15 июля был заключен контракт, и в течение 15 дней начались поставки. Но и в начале августа лекарство получат не все нуждающиеся. Так как препарат, необходимый Виктору Котеневу, дорогой, его закупают по количеству пациентов. Если после объявления аукциона появляется новый больной, на него лекарство не предусмотрено. Попадет он только в дополнительную заявку, а значит, снова нужно ждать, долго. Аукцион на второе полугодие был объявлен 30 мая, и если ты заболел 31-го, то ждать придется до сентября, только тогда поступят лекарства по дополнительной заявке.
– Но мы пациентов не бросаем, если есть препарат в республике, всегда находим. Может, в каких-то районах есть, республика большая, – заверили нас в отделе лекарственного обеспечения карельского Минздрава.
По нашей просьбе Виктор Котенев позвонил в Минздрав и не услышал ничего нового:
– Сказали: «Ждите». Я понимаю, что старый и вроде как помирать пора, но живое о живом думает, – с горечью говорит Виктор Михайлович. – Мы, старики, стране мешаем.
15 июля карельский министр здравоохранения Эльмира Зильбер заверяла карельский парламент, что ситуация с льготными лекарствами не критична. По информации министра, в республике всего 244 отсроченных рецепта. Мелочи какие! А то, что за каждым рецептом стоит жизнь человека, об этом мы предпочитаем не думать.