В Петрозаводске красили телебашню. А заляпанными краской в итоге оказались несколько сотен машин, находившихся на расположенных неподалеку от башни стоянках. Руководство Радиотелевизионного передающего центра (РТПЦ) еще до начала работ предупредило: машины в радиусе 500 метров от башни лучше не ставить. Но кто же знал, что благодаря современным технологиям краска разлетается на гораздо большее расстояние?
Что это за крапинки?
Как рассказал «Карельской Губернiи» Вадим Трифанов, владелец автостоянки «Мобил Авто», от дальнего края его стоянки до башни – больше 800 метров. Другие автостоянки и вовсе располагаются в километре от телебашни. Тем не менее и там почти все машины окрасились в мелкие белые и бордовые точки. На первый взгляд даже не особо заметно. Но стоит присмотреться и становится понятно: автомобилям порядком досталось.
– На моей стоянке ведь еще и новые машины продаются, – вздыхает Вадим Трифанов, – так что ущерб мне нанесли двойной. Когда первые хозяева автомобилей начали возмущаться, мол, чем вы мне машину запачкали, я сначала недоумевал. А потом все понял, ведь цвет пятен совпадал с цветом свежеокрашенной башни. Всего у меня пострадало около 300 автомобилей. То есть практически все, что были на стоянке. Мы пытались их полировать, чтобы удалить пятна. На одну машину уходило почти пять часов. В итоге кое-где удалось оттереть краску. Но в пластиковые поверхности она въелась практически намертво.
По словам Вадима Трифанова, бордово-белые пятна хорошо заметны на темных автомобилях. Хозяина стоянки возмущает тот факт, что его никто не предупредил о возможной опасности. А ведь у него содержится несколько очень дорогих автомобилей. К примеру, стоимость пострадавшей «Audi Q7» – больше двух миллионов рублей.
Удивительно, но краска долетела даже до гипермаркета «Сигма»! Вадим Трифанов уверяет: ему известны случаи, когда окрашивались машины, припаркованные на стоянке у этого магазина.
Теперь владельцы покрашенных автомобилей один за другим несут заявления в милицию. Как рассказали нам в пресс-службе УВД Петрозаводска, в дежурной части почти каждый день принимают заявления от возмущенных автомобилистов. И потоку не видно конца. Сотрудникам милиции предстоит выяснить, кто же будет отвечать за испорченные машины.
Сначала докажите
Найти виноватого будет непросто. Руководство РТПЦ тычет пальцем в подрядчика, выполнявшего работы. Подрядчик же, в свою очередь, вообще не в курсе всего случившегося.
Исполнительный директор РТПЦ Юрий Коновалов объясняет: беда произошла из-за того, что башню красили с помощью новых технологий – распыляли краску под давлением. До этого телебашню красили кистями, и никаких проблем не было. И то верно: даже знаменитую Эйфелеву башню красят только вручную, с помощью кистей. В прошлом году ее почти год приводили в порядок 25 маляров. Петрозаводскую же телебашню, похоже, решили покрасить по-быстрому. Юрий Коновалов уверяет: их вины в случившемся нет. Даже его личный автомобиль стал жертвой новых технологий. Руководство РТПЦ ссылается на контракт, в котором черным по белому написано: «Подрядчик несет ответственность за ущерб, нанесенный имуществу граждан в процессе проведения работ…».
– Да, несет, ну и что? – удивился в ответ на наш вопрос Иван Потапов, заместитель директора питерской фирмы «СевЗапИнвестГруп», занимавшейся покраской башни. – Лично к нам еще никто с претензиями не обращался, и я вообще первый раз слышу о каких-то пострадавших машинах. Да и красили мы башню не только разбрызгивателем, но и кистями. На большой высоте мы использовали кисти, потому что оттуда краска могла разлететься на дальние расстояния. А ближе к основанию башни мы начали распылять краску под давлением. Так что я не понимаю, в чем дело. Я просил руководителей вашего РТПЦ предупредить всех автовладельцев о том, что краска умеет «летать». Может, они этого просто не сделали?
Высота петрозаводской башни – 180 метров. Иван Потапов уверяет: даже если красить ее только кистями, все равно не получится сделать так, чтобы краска никуда не брызгала. Установить же защитную сетку на такой высоте нереально. Тем не менее подрядчик не готов взять всю вину на себя.
– Когда я у вас проезжал по улице Чапаева в районе кольца, то видел, как там красили две высоченные трубы, – говорит Иван Потапов. – Причем в точно такой же цвет – бело-вишневый. И тоже с помощью разбрызгивателя. Так что автомобилистам еще придется доказать, что это именно наши сотрудники «покрасили» их машины.
Автоюрист Андрей Евграфов успокаивает владельцев пострадавших машин: правда – на их стороне. Автомобилисты, имеющие страховой полис КАСКО, могут не беспокоиться. Это – стопроцентно страховой случай. Тем же автолюбителям, чьи машины не были застрахованы по КАСКО, Андрей Евграфов советует как можно быстрее обратиться с заявлением в милицию. Сотрудники правоохранительных органов должны зафиксировать повреждения. Дальше можно отправляться к экспертам, которые оценят нанесенный машине ущерб. Ну а потом уже идите к адвокатам, они должны довести дело до суда.
– И тут уже не важно, кто именно виноват в случившемся – подрядчик или РТПЦ, – говорит Андрей Евграфов. – Задача юристов – найти любого номинального ответчика. Башня находится в собственности РТПЦ – значит, они несут за нее ответственность. К тому же подрядчик-то был питерский, а суды все равно будут проходить в Петрозаводске.