– Знаете, как мы в войну согревались? – говорит 82-летняя жительница Питкяранты Евгения Азарова и несколько раз быстро двигает плечами назад. Уже сейчас в квартире фронтовички прохладно, но теплая кофта пока спасает. Вполне возможно, применять военную гимнастику старушке все-таки придется: отопительный сезон в Питкяранте может начаться с солидным опозданием. И причина тому вовсе не дефицит топлива или дырявые трубы, а малопонятная игра местной власти и основного поставщика тепла, целлюлозного завода «Питкяранта».
Уклончивая мэрия
В этом году конкурс на обслуживание тепловых сетей Питкяранты выиграла молодая управляющая компания «ЭкономСтройСервис» (далее ЭСС). Выиграла всем на удивление, с мизерным отрывом от основного конкурента – Питкярантских коммунальных систем (далее ПКС), ранее занимавшегося обслуживанием сетей. До конца июля победители должны были заключить договор аренды с местной администрацией. Однако администрация всячески оттягивала заключение договора и почему-то предлагала ЭСС взять сети на баланс не 1 сентября, а 1 октября. Недавно Карельская антимонопольная служба возбудила дело в отношении Питкярантской мэрии по уклонению от подписания договора. Действительно, проблемы местная власть создала серьезные. Только после заключения договора ЭСС смогла подать документы на утверждение тарифа. Процедура утверждения длительная и занимает 45 дней. Договор удалось подписать только в начале сентября, то есть тариф будет готов не раньше середины октября. А без утвержденного тарифа целлюлозный завод «Питкяранта» категорически отказывается подключать город к теплу.
Между тем совершенно непонятно, почему заводу так необходимо знать тариф и почему без этой цифры он не может заключить договор с ЭСС. Ведь у завода как производителя тепла есть свой тариф, согласно которому с ним и будет рассчитываться ЭСС, а сколько последняя будет брать с населения за обслуживание непосредственно сетей, завод никоим образом интересовать не должно. Так, в карельском Комитете по ценам и тарифам искренне удивились такому требованию завода. Ведь в договоре вместо конкретной цифры можно вписать: «По тарифу, утвержденному госкомитетом».
Кто чего боится
В адрес ЭСС завод высылает предупреждения: если необходимые документы не будут предоставлены – не видать городу тепла.
– Мы боимся, что завод не включит тепло, а потом виноватыми сделают нас, – делится своими опасениями директор ЭСС Александр Липатов. – Ведь когда люди будут замерзать, никто разбираться не будет. А потом скажут, что мы такие-сякие, не способны справиться.
В ЭСС уверены: целлюлозный завод не хочет так просто расставаться с теплосетями, которые ранее обслуживали ПКС, дочерняя компания завода. ПКС тоже участвовали в конкурсе, всего же за теплосети боролись 5 фирм. Понятно, если бы бизнес был убыточным, такого бы ажиотажа не наблюдалось. По словам директора ЭСС, теплосети они решили взять еще и для того, чтобы ясно понимать, сколько завод отпускает городу тепла.
– Ведь раньше у нас не было доступа к счетчику завода, мы не могли посмотреть, сколько тепла было отпущено, – говорит Александр Липатов. – Может, завод боится, что мы, работая на сетях, узнаем что-то запретное? А может, просто мстит?
Как бы там ни было, развеять подозрения руководство завода не пожелало. Генеральный директор предприятия Зайтуна Сорваль, узнав, что «Карельская Губернiя» ждет у проходной, поведала через секретаря о своей чрезмерной загруженности. Хотя что может быть важнее, чем тепло в питкярантских квартирах? Тем более когда сам руководитель шлет грозные письма в адрес ЭСС. Мы пытались связаться с Зайтуной Сорваль еще два дня подряд, но у директора для нас так и не нашлось ни одной свободной минутки.
Смотрю на градусник
Мэр Питкяранты Сергей Ковалев так и не смог нам ответить, почему договор аренды заключили так поздно.
– Есть ряд нюансов, которые по телефону сложно разъяснить. У них было время, тариф утверждается 30 дней, – пояснил Ковалев. И сразу незачет вам, Сергей Юрьевич! В карельском Комитете по ценам и тарифам нам подтвердили, что процедура утверждения занимает 45 дней.
– Как мне объясняет завод, в договоре должны быть цифры прописаны. Это позиция завода, акционерного общества, – сказал питкярантский мэр. – Тепло подает акционерное общество, которому мы не можем приказать.
Впрочем, не стоит забывать, что 20% акций предприятия все еще принадлежат государству. Однако мэр не может не то что приказать, но даже назвать действия завода неправильными. Оно и понятно – боязно пойти супротив градообразующего предприятия, основного налогоплательщика.
Мэр издал распоряжение, согласно которому тепло подключают, если 5 дней среднесуточная температура не превышает 8 градусов. Но Сергей Ковалев даже не знает, кто же должен отслеживать температуру воздуха.
– Есть статистические данные, как я понимаю, – как-то уж слишком неуверенно сказал глава города.
– А вам-то эти данные подаются?
– По нашему запросу могут сводку дать. Я на градусник смотрю.
Похоже, в ситуации, когда завод диктует свои условия, местной власти только и остается, что смотреть на градусник.
– Есть прокуратура, контролирующие органы, если не подают тепло, то она может влиять, – говорит Сергей Ковалев. И вместо того, чтобы писать жалобы на завод, обращается в надзорный орган с просьбами другого рода – провести финансовую проверку компании «ЭСС». Как после этого не усомниться в непредвзятости местной власти.
Газ не спасет?
Целлюлозный завод «Питкяранта» испытывает население на морозоустойчивость не первый раз, подключая к теплу с большим опозданием. Так, через суд тепло пришло в 2005 году: завод требовал вернуть долги прошлых лет. В 2008 году до конца сентября питкярантцы сидели без тепла и без воды: на заводе меняли оборудование.
– В прошлом году садики и школы замерзали, только через прокуратуру завод заставили подключить тепло, – вспоминает Антонина Забегаева.
Можно даже не сомневаться, что и этой осенью, прежде чем в конфликт вмешается прокуратура, жители Питкяранты успеют основательно померзнуть. Сейчас температура в детских садах Питкяранты 14 градусов, да и то с обогревателем. Холоднее всего в помещении, где спит ясельная группа.
Через три года в Питкяранту обещают подвести газ. Он пойдет через целлюлозный завод. Так что заводская диктатура в городе, похоже, надолго.
P.S. В понедельник утром температура воздуха в Питкяранте была 0°С. Тепла по-прежнему нет ни в школах, ни в садиках, ни в жилых домах.